USD 90.7493

0

EUR 98.8767

0

Brent 81.78

-0.27

Природный газ 1.768

-0.04

3 мин
...

Фосфатная «шуба» помогла стабилизировать материалы для водородных топливных элементов

Возможно, обнаруженный эффект найдет применение и в других областях, например, для повышения коррозионной устойчивости материалов, используемых в агрессивных средах.

Фосфатная «шуба» помогла стабилизировать материалы для водородных топливных элементов

Описание: А. Кузнецов

Источник: ИК СО РАН

Москва, 28 сен - ИА Neftegaz.RU. Ученые Центра компетенций Национальной технологической инициативы «Водород как основа низкоуглеродной экономики» на базе Института катализа СО РАН (ИК СО РАН) повысили стабильность материала для электродов в щелочных водородных топливных элементах.
Об этом сообщила пресс-служба ИК СО РАН.

Российские специалисты получили материал, содержащий никель и фосфор, который не боится глубокого окисления.
В перспективе такая разработка может повысить мощность топливных элементов.

Водородный топливный элемент состоит из набора электрохимических ячеек, в каждой из которых есть пара электродов (катод и анод), содержащих катализаторы и разделенных тонкой мембраной.

В щелочном топливном элементе на катод подают газообразный кислород, который в ходе электрохимического восстановления в присутствии воды превращается в гидроксид-ионы.
Они проходят через мембрану к аноду, где взаимодействуют с газообразным водородом.
В результате по цепи между анодом и катодом движутся электроны, создавая ток, а при взаимодействии гидроксид-ионов и водорода образуется чистая вода.

В производстве щелочных топливных элементов есть проблема - необратимое окисление электродов.
Чтобы удешевить их, производители отказываются от платиновых катализаторов и используют никелевые.

Они:
  • легко окисляются на воздухе,
  • теряют способность активно превращать водород в воду и электричество,
  • работают не на полную мощность.
В Водородном центре компетенций НТИ создают и исследуют различные каталитические материалы для водородной энергетики.
Так, ученые создали никель-фосфорный материал методом электроосаждения, который исследовали в реакции окисления водорода в модельной низкотемпературной ячейке.
Модельная система позволяет изучать конкретное, отдельное явление, отсекая лишние процессы, которые присутствуют в ячейке реального топливного элемента.

Электрохимическая ячейка.jpg

Электрохимическая ячейка

Тезисы ведущего автора исследования, младшего научного сотрудника ЦК НТИ «Водород как основа низкоуглеродной экономики» и ИК СО РАН А. Кузнецова:
  • никель-фосфорные системы в основном исследовались для электролизеров, как катализаторы, на которых выделяется водород в ходе разложения воды;
  • в окислении водорода такие системы изучены слабо;
  • никелевые катализаторы легко окисляются на воздухе или даже в самих топливных элементах при определенных условиях;
  • никель-фосфорный образец в электрохимической ячейке легко может восстанавливаться практически до исходного состояния после глубокого окисления;
  • чисто никелевый материал окисляется необратимо;
  • мы заинтересовались этим эффектом и после детальных исследований выяснили, что на поверхности полученного никель-фосфорного катализатора быстро образуется фосфатная «шуба» - оболочка, которая практически моментально защищает и сохраняет свойства исходного материала;
  • после окисления мы можем легко вернуть систему в исходное состояние, и она снова будет работать эффективно.
По словам ученого, процесс восстановления никель-фосфорного катализатора можно сравнить с окислением алюминия.

В чистом виде алюминий бурно реагирует с кислородом или водой.
Но на его поверхности легко и быстро образуется тонкая пленка оксида, которая хорошо его защищает, благодаря чему металл можно безопасно использовать.

В планах ученых - повысить активность синтезированного материала в окислении водорода до более высокого уровня, чтобы он получил развитие в приложении к реальным топливным элементам, при этом сохранив свои свойства.

Возможно, обнаруженный эффект найдет применение и в других областях, например, для повышения коррозионной устойчивости материалов, используемых в агрессивных средах.

Напомним, что ранее ученые Института катализа СО РАН разработали катализатор для окисления этилена при комнатной температуре и атмосферном давлении.
Получить его удалось за счет использования материала делафоссита, который рассматривают как перспективную основу для создания катализаторов с заданными свойствами.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram