USD 93.4419

0

EUR 99.7264

0

Brent 90.18

+0.03

Природный газ 1.756

-0.02

, Обновлено 12:28
6 мин
...

Финляндия ищет судно, которое могло спровоцировать повреждение на МГП Balticconnector

В медиа-сфере Финляндии, Эстонии и Польши активно обсуждаются потенциально виновные российские суда.

Финляндия ищет судно, которое могло спровоцировать повреждение на МГП Balticconnector

Москва, 17 окт - ИА Neftegaz.RU. Национальное бюро расследований Финляндии (NBI, фин. Keskusrikospoliisi (KRP)) перешло к активной фазе расследования повреждения морского газопровода-интерконнектора Balticconnector, соединяющего газотранспортные системы (ГТС) Эстонии и Финляндии.
Об этом сообщил возглавляющий расследование инцидента на магистральном газопроводе (МГП) Balticconnector детектив-суперинтендант NBI Р. Лохи, его слова 16 октября 2023 г. приводит газета Ilta-Sanomat.

Поиск судна

Финляндские следователи сосредоточились на поиске судна, которое могло спровоцировать повреждение на МГП Balticconnector.
Тезисы от Р. Лохи:
  • расследование находится в очень активной фазе и двигается по нескольким направлениям,
  • уже сейчас о произошедшем накопилось очень большое количество данных, которые постоянно анализируются,
  • NBI опознало суда, находившиеся в районе трубопровода во время инцидента, и изучает их деятельность,
  • однако из-за погодных условий и размеров территорий еще не все следственные мероприятия были проведены.

В целом проводимое Финляндией расследование исходит из того, что МГП Balticconnector был поврежден в результате внешнего воздействия.
Причем это воздействие носило не взрывной, как предполагалось изначально, а механический характер.
В частности, была высказана версия о том, что МГП Balticconnector мог быть поврежден судовым якорем, которое некое крупное судно протащило по газопроводу.
Поэтому NBI и заинтересовалось тем, какие суда находились в районе поврежденного газопровода в момент инцидента.

Ранее эстонские СМИ со ссылкой на данные MarineTraffic назвали потенциально виновное судно - танкер SVG Flot под российским флагом, которое находилось 6-8 октября в Финском заливе в районе места происшествия.
Однако этот район характеризуется оживленным судоходством, кроме того, неподалеку находится якорная стоянка судов.
В числе судов, потенциально имеющих отношение к инциденту, британская Guardian со ссылкой на польского эксперта К. Музыку называла гидрографическое судно Балтийского флота ВМФ РФ Сибиряков, которое находилось недалеко от газопровода и электрического кабеля Estlink в мае, августе и сентябре 2023 г.
Польское издание PortalMorski со ссылкой на финскую газету Helsingin Sanomat сообщило, что, помимо Сибирякова, в районе, где проходит МГП Balticconnector, действовало еще одно российское океанографическое исследовательское судно Адмирал Владимирский Балтийского флота.
Однако в связи с отказом от версии о повреждении МГП Balticconnector в результате взрыва внимание с Сибирякова переводится на Адмирала Владимирского, который «вероятно действовал» на линии газопровода, признавая одновременно, что точные курсы российских кораблей трудно контролировать из-за отсутствия включенных передатчиков AIS.
Стремясь сфокусировать общественное внимание на безопасности МГП Baltic Pipe, польское издание напоминает, что западные страны подозревают оба судна в шпионаже за критической морской инфраструктурой (газопроводы, интернет- и силовые кабели) в Балтийском и Северном морях.

Сейчас эстонские СМИ указывают на еще одно судно, которое может быть причастно к повреждению Balticconnector, для разнообразия - нероссийское.
Эстонское издание Postimees со ссылкой на данные MarineTraffic сообщает, что ближе всего к месту аварии 8 октября находился контейнеровоз Newnew Polar Bear.
Контейнеровоз ходит под флагом Гонконга и принадлежит Китаю.

Российский след

Финская газета Iltalehti ранее писала, что во властных структура Финляндии растет убежденность в том, что Россия может нести ответственность за нападение на газопровод.
Власти Финляндии от официальных заявлений по поводу причастности российской стороны к инциденту на МГП Balticconnector принципиально воздерживаются.
Премьер-министр Финляндии П. Орпо ранее говорил о преждевременности выводов о том, кто или что причинило ущерб газопроводу.
13 октября 2023 г. в ходе встречи глав государств и правительств-участников Объединенных экспедиционных сил (Joint Expeditionary Force, JEF) президент Финляндии С. Ниинисте отказался обсуждать причины повреждения МГП Balticconnector и вероятного виновника произошедшего.
Аналогичную позицию заняла и премьер-министр Эстонии К. Каллас.

Президент РФ В. Путин, отвечая 13 октября 2023 г. на вопрос о российском следе в инциденте на МГП Balticconnector, отверг обвинения в адрес России.
Тезисы от В. Путина:
  • я даже не знал, что он существует, этот трубопровод,
  • насколько мне в Газпроме сказали, он не так защищен, как наши Северные потоки,
  • там могло что угодно произойти - могла быть технологическая ситуация, могли задеть крюком или якорем, могло быть землетрясение,
  • я не знаю, пускай расследуют, нас же никуда не подпускают, ни к каким расследованиям,
  • президент С. Ниинисте - грамотный, умный человек,
  • он не может не понимать, что такие заявления направлены только на одно: прикрыть теракт, который совершен Западом в отношении Северных потоков, отвлечь внимание на это.

Инцидент на МГП Balticconnector и его последствия

8 октября 2023 г. около 02:00 операторы ГТС Эстонии и Финляндии Elering и Gasgrid Finland зафиксировали падение давления в МГП Balticconnector.
Операторы предположили утечку газа и перекрыли подачу газа путем закрытия клапанов в МГП, утечка газа была остановлена.
Телекоммуникационный оператор Elisa, работающий в Финляндии и Эстонии, сообщил о повреждении резервного подводного волоконно-оптического кабеля в Финском заливе, который произошел также в ночь с 7 на 8 октября.
Глубина моря в районе мест обоих инцидентов составляет порядка 60 м.

По данным пограничной службы Финляндии место утечки из МГП Balticconnector зафиксировано в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Финляндии, тогда как повреждение телекоммуникационного кабеля - в ИЭЗ Эстонии.
Соответственно, расследование инцидента с МГП Balticconnector ведет Финляндия, а с телекоммуникационным кабелем - Эстония.
Центральная криминальная полиция Финляндии сообщила, что дело о газопроводе расследуется как умышленное повреждение, но пока с уверенностью рано говорить об инциденте как о преднамеренном действии.

10 октября 2023 г. Gasgrid Finland, отвечающая за обследование газопровода, сообщила, что начались инспекционные мероприятия на МГП Balticconnector.
После их завершения компания сможет приступить к планированию ремонтных работ и составлению их графика.
13 октября компания со ссылкой на предварительные экспертные оценки сообщила, что планирование ремонтных работ, мобилизация необходимого подводного оборудования и фактические ремонтные мероприятия, включая инспекцию отремонтированного участка трубы и ввод в эксплуатацию, продлятся не менее 5 месяцев.
Таким образом, самая ранняя возможная дата ввода в эксплуатацию МГП Balticconnector - начало апреля 2024 г.

Небольшая пропускная мощность и отсутствие доступа к реальной ресурсной базе не делают остановку МГП Balticconnector критичной для безопасности газоснабжения Финляндии и стран Балтии.
На время остановки Финляндия полагается на поставки сжиженного природного газа (СПГ) на плавучий регазификационный терминал (FSRU) Exemplar в порту Инкоо и наземный терминал Хамина.
Эстония может получать из Инчукалнского подземного хранилища (ПХГ) в Латвии, также у нее есть доступ к поставкам газа с FSRU Независимость в Литве или из Польши по МГП GIPL и ГТС Литвы.
Но возможность получать газ через FSRU Exemplar, который по изначальному плану должен был работать по обе стороны Финского залива, Эстония по-видимому так и не получит.
Также Эстония не сможет получать газ из Финляндии до конца текущего отопительного сезона.

О МГП Balticconnector

Газопровод-интерконнектор Balticconnector между Финляндией и Эстонией был запущен 11 декабря 2019 г.
Параметры газопровода:
  • проходит от г. Инкоо в Финляндии до г. Палдиски в Эстонии,
  • протяженность - 150 км, из которых 77 км проходит по дну Финского залива, 21 км по территории Финляндии и 52 км - Эстонии,
  • по обе стороны Финского залива расположены компрессорные и газоизмерительные станции (КС и ГИС),
  • пропускная мощность 2,6 млрд м3/год.
Газопровод обеспечивает создание регионального газового рынка стран Балтии (Финляндии, Эстонии, Латвии, без Литвы), а его ключевое значение для Финляндии заключалось в обеспечении доступа к единственному в регионе Инчукалнскому ПХГ.
ЕК рассматривала проект более масштабно - как маршрут поставок газа с шельфа Норвегии в страны Балтии и Финляндию.
Этот маршрут включает МГП Baltic Pipe, обеспечивающий поставки газа с шельфа Норвегии в Польшу, за который сейчас бурно переживает Польша.
Мощность этого газопровода составляет более заметные по сравнению с МГП Balticconnector 10 млрд м3/год газа, но опять-таки с реальной ресурсной базой он не связан, поскольку подключен к МГП Europipe II, по которому газ из Норвегии поставляется в Германию.
Из Польши газ, поступивший по МГП Baltic Pipe, может поставляться в Литву по МГП GIPL и далее по существующей ГТС Литвы, Латвии и Эстонии до Инчукалнского ПХГ и Финляндии.
Однако практическая целесообразность таких поставок под большим вопросом и МГП Balticconnector использовался в основном для поставок газа - регазифицированного СПГ - из Финляндии в страны Балтии.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram