USD 92.0134

-0.12

EUR 98.7187

+0.01

Brent 89.38

+0.05

Природный газ 2.285

+0.36

8 мин
...

А. Новак на правительственном часе в Совфеде подтвердил планы по производству СПГ и поставкам трубопроводного газа в Китай

Российский ТЭК работает в штатном режиме, импортозамещение идет полным ходом.

А. Новак на правительственном часе в Совфеде подтвердил планы по производству СПГ и поставкам трубопроводного газа в Китай

Источник: Совет Федерации

Москва, 22 ноя - ИА Neftegaz.RU. Правительство РФ может в ближайшее время снять запрет на экспорт дизельного топлива, модернизация нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) продолжается, планы по экспорту газа, в т.ч. сжиженного (СПГ) в силе.
Об этом вице-премьер РФ А. Новак сообщил 22 ноября 2023 г. в ходе правительственного часа в Совете Федерации.

Работа российского ТЭК

А. Новак напомнил, что топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - один из ключевых секторов экономики России, доля которого в валовом внутреннем продукте (ВВП) превышает 27%, а доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете превышает 40%.
Тезисы от А. Новака:
  • от устойчивой и бесперебойной работы отрасли в полной мере зависит благополучие и качество жизни наших граждан,
  • нефтяная и газовая отрасли, атомная и электроэнергетика, производство угля, другие сферы работают в штатном режиме,
  • производственные показатели стабилизировались,
  • по ряду из них отмечен качественный рост.
Согласно данным презентации А. Новака, добыча нефти в России в 2023 г. снизится на 1,51% по сравнению с 2022 г. и составит 527 млн т.
Добыча газа в 2023 г. ожидается на уровне 642 млрд м3, что на 4,72% ниже, чем в 2022 г.
По углю объем добычи может сократиться на 0,81%, до 440 млн т.
Производство электроэнергии вырастет на 0,99%, до 1150 млрд кВтч.
Прогнозы по добыче нефти и газа на 2023 г. остались неизменными по сравнению с цифрами, которые глава Минэнерго РФ Н. Шульгинов приводил в сентябре 2023 г.

Топливный рынок

А. Новак сообщил, что за счет введенного правительством РФ эмбарго на экспорт бензина и дизельного топлива внутренний рынок РФ обеспечен топливом в полном объеме.
В ближайшее время ожидается новое послабление - правительство РФ может в ближайшее время отменить запрет на экспорт дизельного топлива.
Тезисы от А. Новака:
  • с 3й декады сентября биржевые цены были снижены на 15-20% c последующим снижением мелкооптовых цен,
  • сейчас внутренний рынок обеспечен топливом в полном объеме,
  • сократился дифференциал цен между независимыми автозаправочными станциями и вертикально интегрированными компаниями,
  • поскольку ситуация стабилизировалась, были внесены изменения, отменен на запрет на экспорт автомобильных бензинов,
  • в ближайшее время, я думаю, будут приняты решения и об отмене запрета экспорта дизельного топлива, поскольку сейчас рынок наполнен и свой функционал эти решения, которые были приняты, выполнили,
  • важным направлением является развитие срочного рынка,
  • в настоящий момент рассматривается возможность часть объемов, которые продаются на бирже, продавать через фьючерсные контракты,
  • думаю, в ближайшее время такие решения будут приняты.

С весны 2023 г. ситуация на внутреннем топливном рынке России начала приближаться к кризисной.
Сезонный рост спроса, ожидания корректировки демпфера, ремонты на НПЗ и рост серого экспорта в условиях высокого нетбэка привели к тому, что биржевые цены на топливо в России начали расти, летом они держались на рекордных уровнях, а в начале осени ситуация обострилась на фоне уборочной кампании.
Ускорился рост цен и в розничном сегменте, кроме того в ряде регионов начал складываться физический дефицит топлива на АЗС.
В качестве стабилизирующей меры правительство РФ с 21 сентября 2023 г. ввело полный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива.
5 октября 2023 г. запрет был ослаблен - был разрешен экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех НПЗ, которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% произведенного дизеля.
17 ноября последовало еще одно послабление - правительство РФ приняло решение по снятию временного запрета на экспорт автомобильного бензина.
Отдельный вопрос связан с зимним дизельным топливом - правительство РФ следит за наполнением рынка этим продуктом.
21 ноября 2023 г. Н. Шульгинов сообщил, что власти не планируют снимать запрет на экспорт зимнего дизтоплива, в правительстве обсуждается ослабление запрета на экспорт в отношении летнего дизельного топлива.

Нефтепереработка и нефтехимия

А. Новак также отметил, что значимым фактором насыщения внутреннего рынка является модернизация НПЗ.
Инвестиции в модернизацию НПЗ в России до 2028 г. составят порядка 1 трлн руб.
Тезисы от А. Новака:
  • с 2021 г. применяется механизм инвестиционных соглашений,
  • уже заключено 21 такое соглашение между Минэнерго и нефтеперерабатывающими компаниями,
  • запланирован ввод в эксплуатацию и реконструкция 50 технологических установок по выпуску топлива,
  • ожидаем инвестиции в отрасль до 2028 г. около 1 трлн руб.,
  • ввод новых мощностей позволит увеличить производство бензина на 4 млн т/год, а дизельного топлива - на 30 млн т/год.
В 2021 г. министерство заключило с НПЗ соглашения о предоставлении инвестнадбавки к возвратному акцизу на нефтяное сырье до 1 января 2031 г. для строительства новых производственных мощностей глубокой переработки.
Всего Минэнерго РФ подписало инвестсоглашения с 21 НПЗ для модернизации и ввода в работу 50 установок вторичной переработки нефти на сумму порядка 1 трлн руб.
В условиях санкционного давления, Минэнерго совместно с Минфином прорабатывают условия при переносе срока инвестсоглашений и соглашений о модернизации НПЗ.

Также А. Новак сообщил о реализации механизма инвестсоглашений с производителями нефтегазохимии.
До 2030 г. инвестиции в нефтегазохимическую отрасль составят около 3-3,5 трлн руб.
Тезисы от А. Новака:
  • с 2021 г. применяется механизм заключения инвестсоглашений с производителями нефтегазохимической продукции о создании новых и модернизации действующих мощностей,
  • уже заключено 5 инвестсоглашений,
  • общий объем планируемых инвестиций в нефтегазохимию составит к 2030 г. около 3-3,5 трлн руб.,
  • продолжается строительство комплекса в Усть-Луге, Амурского газохимического комплекса, Амурского ГПЗ, Иркутского завода полимеров,
  • развитие сектора будет способствовать импортозамещению нефтехимической продукции на внутреннем рынке, а также росту несырьевого неэнергетического экспорта.

Как и в случае нефтепереработкой, инвестсоглашения подразумевают предоставление обратного акциза на этан и сжиженные углеводородные газы (СУГ) для компаний, которые обязались ввести новые перерабатывающие мощности или заключат с Минэнерго специальное инвестсоглашения.
Такие инвестсоглашения подписали Каспийская инновационная компания (КИК) по проекту Астраханского ГХК, Уфаоргсинтез и СИБУР по проектам Нижнекамскнефтехима, Казаньоргсинтеза и ЗапСибНефтехима.

Экспорт нефти

Вице-премьер также рассказал о продолжающейся работе над диверсификацией инфраструктуры транспортировки нефти в восточном направлении.
Тезисы от А. Новака:
  • для увеличения поставок на восток мощность перевалки нефти в порту Козьмино доведена до 42 млн т/год,
  • для дальнейшего наращивания поставок нефти:
    • на Дальнем Востоке к 2026 г. планируется расширение портовой инфраструктуры Козьмино,
    • в западных портах: Приморск, Усть-Луга, Новороссийск - совокупно на 32 млн т/год.

В декабре 2022 г. был утвержден план по развитию инфраструктуры экспорта российской нефти на период до 2026 г.
Увеличение мощностей магистральных нефтепроводов в направлении портов Приморск и Новороссийск планируется в 2025 г. - на 10 млн т/год и на 15 млн т/год соответственно.
В плане наращивания экспорта на восточном направлении Транснефть готовится к восстановлению поставок нефти на экспорт с 1й очереди магистрального нефтепровода (МНП) Восточная Сибирь - Тихий Океан (ВСТО) через железную дорогу, через которую раньше отгружалось около 15 млн т/год нефти.
Ж/д-станция Грузовая, обслуживающая порт Козьмино уже расконсервирована, проведены тестовые поставки, показавшие готовность системы.
Вопрос упирается в готовность РЖД осуществлять провоз нефти по загруженному восточному полигону.
Для дальнейшего увеличения поставок в восточном направлении к 2026 г. предусматривается строительство еще одной нефтеперекачивающей станции (НПС), что позволит отгружать с ж/д станции Мегет до 7 млн т/год нефти.

Газовые перспективы: экспорт и внутренний рынок

А. Новак подтвердил, что экспортные поставки российского газа в Китай по магистральным газопроводам (МГП) достигнут 100 млрд м3/год.
Планы по увеличению производства СПГ в России до 100 млн т/год также остаются в силе.
Тезисы от А. Новака:
  • по итогам 2023 г. планируем выйти на объем 22 млрд м3 (поставок трубопроводного газа в Китай по восточному маршруту - МГП Сила Сибири-1 - прим. ред.),
  • на полную мощность в 38 млрд м3/год выйдем в 2025 г.,
  • реализуется проект еще одного Дальневосточного маршрута на 10 млрд м3/год газа,
  • прорабатывается проект Сила Сибири-2, который пройдет через Монголию, мощностью 50 млрд м3/год (западный маршрут - МГП Сила Сибири-2 и его продолжение в Монголии МГП Союз Восток - прим. ред.),
  • в результате совокупный объем поставок в данном направлении составит около 100 млрд м3/год газа,
  • Россия уже стала 4м крупнейшим производителем СПГ с долей на мировом рынке в 8%,
  • планируем к 2030 г. увеличить до 100 млн т/год производство СПГ с увеличением доли до 20% мирового рынка.

В 2022 г. Россия экспортировала по МГП Сила Сибири-1 в Китай 15,4 млрд м3 газа при плане в 15 млрд м3.
План на 2023 г. составляет 22 млрд м3, Газпром ожидает его превышения на 600 млн м3, соглашение о доппоставках в 2023 г. с CNPC Газпром подписал в октябре.
Тогда глава Газпрома А. Миллер не исключал, что в ближайшее время с Китаем может быть достигнута договоренность об увеличении поставок газа по МГП Сила Сибири-1 сверх проектной мощности в 38 млрд м3/год.
Дальневосточный маршрут будет запущен самое позднее в 2027 г.
Западный маршрут остается в подвешенном состоянии, долгосрочный контракт с CNPC по данному маршрутом продолжает обсуждаться.

При этом МГП Сила Сибири-2, который должен соединить газотранспортные системы (ГТС) запада и востока России, будет построен.
Президент РФ В. Путин заявил о том, что запланировано объединение ГТС запада и востока России с включением в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) - на 1м этапе МГП Сила Сибири-1 будет соединен с МГП Сахалин - Хабаровск - Владивосток (СХВ), что вместе со строительством МГП Сила Сибири-2 позволит провести газ во многие регионы Сибири и Дальнего Востока страны.
На правительственном часе в Совфеде А. Новак сообщил, что Россия может объединить восточную и западную ГТС к 2030-2032 гг., причем до г. Красноярск инфраструктура будет доведена уже к 2028 г.

В плане производства СПГ А. Новак ранее говорил, что производство СПГ в России в 2023 г. составит 33 млн т, а с 2024 г. ожидается рост за счет запуска 1й линии СПГ-завода Арктик СПГ-2.
После введения США санкций против реализующей проект дочки НОВАТЭКа Арктик СПГ 2, западные эксперты заявили, что планы России на СПГ-рынке становятся нереализуемыми.
Консалтинговая компания Energy Aspects уже исключила ожидаемый объем производства Арктик СПГ-2 из своего моделирования спроса и предложения на 2024 г.
Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности А. Гривач оценил потери для России в 3-4% рынка СПГ из-за санкций США против Арктик СПГ-2.
В свою очередь, глава НОВАТЭКа Л. Михельсон назвал санкции США признанием профессионализма компании, а А. Новак подтвердил планы по производству 100 млн т/год СПГ к 2030 г.

Технологический суверенитет

Также А. Новак остановился на вопросах технологического суверенитета в российском ТЭК.
Тезисы от А. Новака:
  • хотел бы несколько слов сказать по технологическому суверенитету,
  • активно добиваемся этого в топливно-энергетическом комплексе,
  • за последние 10 лет удалось снизить импортозависимость отрасли с 67% до 38%,
  • в России уже освоено 140 новых производств по критически важным направлениям,
  • наши технологии и оборудование не уступают по качеству и функционалу иностранным аналогам и зачастую выгодно отличаются по стоимости.

В сентябре 2023 г. выступая на пленарной сессии TNF А. Новак привел оценку Минэнерго РФ, согласно которой:
  • текущий объем рынка нефтегазового оборудования и нефтесервисных услуг составляет более 3 трлн руб./год,
  • с учетом планов до 2030 г. объем рынка оборудования для отрасли СПГ составит еще не менее 2 трлн руб./год,
  • оборудования для нефтеперерабатывающей отрасли - до 600 млрд руб./год,
  • оборудования для нефтехимической отрасли - 1,5 трлн руб./год.
По словам А. Новака, в текущих условиях перед российской промышленностью стоит важная задача - не только обеспечить возросшие потребности в отечественном оборудовании, но и заместить импортные аналоги, добившись не менее достойного качества и сервиса.
Благодаря деятельности Научно-технического совета по развитию нефтегазового оборудования с участием недропользователей с 2015 г. удалось создать отечественные аналоги ряда важных технологий и оборудования - для гидроразрыва пласта (ГРП), роторных управляемых систем (РУС), основную номенклатуру оборудования для подводной добычи.
Также разрабатывается линейка оборудования для сжижения газа, создан стенд для испытаний.

Голосование по теме
Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram