Об этом в интервью РИА Новости, опубликованном 28 июня 2023 г., рассказал статс-секретарь - заместитель министра финансов РФ А. Сазанов.
Повышение налоговой нагрузки на нефтяной сектор
По словам А. Сазанова, в условиях дефицита бюджета, налоговая политика становится производной от бюджетной политики.Сейчас идет активный процесс формирования бюджета на следующую 3-летку (2024-2026 гг.): определяются параметры дефицита и источники его финансирования.
Поэтому сейчас затруднительно сказать, потребуются ли налоговые изменения - это напрямую зависит от того, каким будет размер дефицита бюджета и какие будут определены источники его финансирования.
Тезисы от А. Сазанова:
- мы подготовили ряд новаций для нефтяной отрасли:
- предложили сократить выплаты по демпферу на 50%,
- отложить на 3 года с 1 января 2024 г. на 1 января 2027 г. введение вычета по НДПИ для выработанных месторождений из 3й группы НДД,
- сократить при расчете НДПИ, НДД и экспортной пошлины дисконт Urals к Brent, а также учитывать российскую биржевую котировку при расчете налогов,
- есть еще ряд предложений,
- весь этот пакет изменений сейчас обсуждается в правительстве,
- я думаю, что в июле он уже будет рассматриваться на площадке Госдумы.
Согласно данным Минфина РФ, дефицит российского бюджета по итогам 5 месяцев 2023 г. находился на уровне 3,4 трлн руб.
Нефтегазовые доходы снизились на 50% по сравнению с показателем за январь-май 2022 г. и составили 2,853 трлн руб.
Минфин РФ связывает эту динамику с высокой базой сравнения 2022 г., снижением котировок цен на нефть Urals и сокращением объемов экспорта природного газа, а также заверяет, что месячная динамика нефтегазовых доходов постепенно выходит на стабильную траекторию, соответствующую их базовому уровню - 8 трлн руб. за 2023 г. в целом.
В целом дефицит бюджета на 2023 г. запланирован на уровне 2,925 трлн руб.
В соответствии с параметрами бюджетного правила, для покрытия недополученных нефтегазовых доходов используются средства ФНБ.
Ожидается, что уже принятые меры по донастройке налогового законодательства в нефтегазовом секторе позволят снизить выпадающие доходы российского бюджета.
При исчислении налогов и пошлин в нефтяном секторе Минфин РФ продолжает пользоваться данными ценового агентства Argus Media о котировках российской нефти Urals CIF в европейских портах (CIF Rotterdam и CIF Augusta), которые после введения эмбарго ЕС являются расчетными и не отражают реальную ситуацию на рынке.
С апреля 2023 г. в российском законодательстве введено ограничение разницы по цене между котировками Urals от Argus и North Sea Dated (котировка Argus на основе цены 5 североморских сортов нефти Brent, Forties, Oseberg, Ekofisk и Troll, BFOET) для расчета НДПИ, НДД и обратного акциза на нефть.
С июня 2023 г. под эту же схему подпадает и расчет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.
В июне дисконт ограничивается 28 долл. США/барр., а с июля и далее будет составлять 25 долл. США/барр.
При этом по факту новая схема так и не заработала, т.к. цена Urals была выше котировки North Sea Dated с учетом дисконта (за период мониторинга с 15 мая по 14 июня 2023 г. - 20,89 долл. США/барр.).
Президент РФ В. Путин уже поручил правительству до 30 июня 2023 г. уточнить ценовые индикаторы на нефть для налогообложения нефтяных компаний.
По сообщению пресс-службы правительства, подготовка доклада президенту ведется.
Помимо отсутствия адекватных котировок нефти Urals, поступление нефтегазовых доходов в бюджет снизилось в связи с сокращением объемов добычи газа из-за ограничений на экспортных маршрутах в т.ч. взрывов на магистральном газопроводе (МГП) Северный поток-1 в сентябре 2022 г.
Недовольство нефтяного сектора ростом налоговой нагрузки в связи со снижением поступлений в бюджет со стороны газовой отрасли на ПМЭФ-2023 г. высказал глава Роснефти И. Сечин, одновременно намекнув на либерализацию экспорта трубопроводного газа.
По словам И. Сечина, озвучиваемый финансовыми властями тезис о выпадении нефтегазовых доходов, представляется некорректным, поскольку выпали именно газовые доходы, к чему надо относиться с пониманием, но не перебрасывать налоговую нагрузку на нефтяной сектор.
Глава Роснефти призвал создать более прозрачные условия для всех участников рынка в добыче, транспортировке и реализации газа, что создаст возможности для развития внутреннего рынка газа.
Где потолок?
По словам А. Сазанова, в нефтегазовом секторе, с учетом последних инициатив Минфина, уже практически достигнут потолок потенциала роста налоговой нагрузки.При этом неиспользованный потенциал в целом в отрасли еще остался, но действовать в этом направлении нужно осторожно, чтобы избежать падения инвестиций.
В свою очередь, у государства ограничен потенциал по стимулированию разработки трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ) нефти и газа, по крайней мере, в ближайшие 3 года.
Тезисы от А. Сазанова:
- на данный момент - нет (на вопрос готовятся ли более фундаментальные изменения для нефтяного сектора в дополнение к текущей корректировке),
- в ресурсных секторах, в т.ч. и нефтегазе, мы уже подбираемся к потолку потенциала роста налоговой нагрузки,
- ее дальнейшее увеличение может иметь деструктивный эффект для отрасли: может начаться сокращение инвестиций, к этому вопросу нужно подходить очень сбалансированно,
- потолок у каждой компании свой, потому что он упирается в операционный денежный поток,
- по отдельным компаниям, у которых высокая себестоимость добычи, не лучшие каналы сбыта с точки зрения логистики, мы уже сейчас видим: если дальше увеличивать налоговую нагрузку, это приведет к сокращению инвестиционной активности,
- неиспользованный потенциал в целом в отрасли еще остался, но, если принимать какие-то серьезные радикальные шаги, то уже есть риск для будущей добычи,
- на ближайшую 3-летку потенциал по стимулированию добычи ТрИЗ у нас ограничен,
- после этого периода, конечно, мы готовы рассматривать,
- в любом случае нужно, чтобы были представлены соответствующие финансово-экономические обоснования, тогда будем изучать,
- в плане изменения налогообложения угольной отрасли сейчас ничего не обсуждается (на вопрос о планах Минфина РФ повысить НДПИ на уголь в 4м квартале 2023 г.).
Первый замминистра энергетики РФ П. Сорокин ранее говорил, что на долю ТрИЗ в России на данный момент приходится более 40% добычи и 60% запасов углеводородов, а к 2030 г. показатель может вырасти до 70% от объема добычи.
По оценкам Роснедр, на 1 января 2022 г. 53% (16,5 млрд т) извлекаемых запасов нефти в России, числящихся на госбалансе, относятся к потенциально льготируемым, из них 58% (9,6 млрд т) - к ТрИЗ.
В отношении ТрИЗ нефти уже реализованы несколько видов мер господдержки, в т.ч. в виде налогового стимулирования и создания техполигонов, по ТрИЗ газа вопрос только прорабатывается.
Дальнейший рост налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор может привести к широкому спектру негативных последствий для отрасли - сокращению инвестиций в освоение ТрИЗ, реализацию логистически сложных проектов, а также ударить по небольшим нефтегазовым компаниям.
В качестве одного из тревожных сигналов в этом плане может рассматриваться решение ОПЕК+ о сокращении добычи на 2024 г., принятое 4 июня 2023 г.
Квота России на добычу нефти на 2024 г. сокращена по сравнению с текущей (без учета добровольного сокращения) на 650 тыс. барр./сутки, до 9,828 млн барр./сутки (с оговоркой, что квота будет уточнена в июне 2023 г. после обновления данных о добыче нефти, которые в данный момент основываются на данных вторичных источников).
Между тем, в 2024 г. Роснефть планировала запустить добычу на своем флагманском проекте Восток Ойл с отгрузкой до 30 млн т/год нефти по Северному морскому пути (СМП), с ростом к 2030 г. до 100 млн т/год.
С учетом снижения квот России в рамках ОПЕК+ можно предположить сдвиг сроков проекта вправо.
Продолжая донастройку
А. Сазанов сообщил об обсуждении дальнейшей донастройки налогообложения нефтяной отрасли.Так, Минфин обсуждает с Минэнерго снижение размера дисконта Urals к Brent для целей налогообложения с 25 долл. США/барр. до 20 долл. США/барр.
Также рассматривается возможность перехода от Brent к Dubai, но это должно привести к корректировке размера дисконта.
Вопрос перехода на отечественные индикаторы при расчете нефтегазовых налогов А. Сазанов не комментировал.
Тезисы от А. Сазанова:
- сейчас у нас при расчете цены нефти Urals используется предел дисконта как Brent минус 25 долл. США/барр.,
- мы с Минэнерго уже обсуждаем снижение этого предела по скидке и переход на Brent минус 20 долл. США/барр.,
- Brent и Dubai - это котировки, динамика которых очень сильно коррелирует между собой, но при этом Dubai стабильно чуть ниже Brent - на 2-3 долл. США/барр.,
- соответственно, если отказываться от котировки Brent и заменять ее на Dubai, тогда и дисконт должен быть меньше - не минус 20 долл. США/барр., а минус 15 долл. США/барр., например,
- мы открыты к диалогу с отраслью по этому вопросу: если Dubai - это котировка, которая больше отражает направления реализации российской нефти, можно перейти на ее применение, но размер дисконта должен учитывать этот переход, чтобы бюджет не потерял в доходах,
- пока конкретных предложений от нефтяной отрасли по размеру дисконта при переходе от Brent к Dubai мы не получили, когда они поступят, будем готовы их рассмотреть,
- естественно (на предположение о том, что нефтяники выступают против изменения предельного размера скидки).
С предложением использовать котировку сорта Dubai вместо Brent при расчете налогов российской нефтегазовой отрасли и экспортных пошлин выступила Роснефть.
В феврале 2023 г. на министерской сессии в рамках Индийской энергетической недели (India Energy Week 2023), И. Сечин цитировал книгу Екклесиаста, говоря о том, что цена на российскую нефть должна формироваться на реальных направлениях поставок.
В конце мая 2023 г. Ъ писал, что Роснефть предложила правительству РФ перейти на применение в российском налоговом законодательстве котировок нефти сорта Dubai, поскольку на его основании формируются цены поставки нефти на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Демпфер срежут, но оставят
Демпфирующий механизм, предназначенный для сдерживания топливных цен на внутреннем рынке при большой волатильности цен на нефть, сохранится, речь идет лишь о 2-кратном сокращении выплат нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ).Тезисы от А. Сазанова:
- конечно, только в уменьшенном размере (на вопрос о том, будут ли продолжаться выплаты из бюджета нефтяникам),
- уже принято решение сократить выплаты по демпферу вдвое,
- рассматривается пока только сокращение (на вопрос о том, планируется ли заморозка выплат из бюджета нефтяникам),
- на данный момент ничего другого не обсуждаем.
Напомним, что на фоне роста бюджетного дефицита Минфин РФ анонсировал сокращение в 2 раза демпферных выплат по бензину и дизельному топливу за период с июля 2023 г. по июль 2024 г., что позволит бюджету сэкономить 30 млрд руб./мес.
Эта инициатива вызвала недовольство нефтяной отрасли и в совокупности с сокращением производства топлива в период весенних планово-предупредительных ремонтов (ППР) на НПЗ спровоцировало рост биржевых цен на бензин.
Несмотря на действия ФАС, оптовые цены на бензин после небольшого спада вернулись к росту.
28 июня 2023 г. средневзвешенные цены на СПбМТСБ в целом по России на бензин АИ-92 выросли на 1,3%, до 58 738 руб./т, АИ-95 - на 0,8%, до 64 450 руб./т.
Действия Минфина РФ в отношении корректировки демпфера вызвали резкую критику со стороны нефтяных компаний и Минэнерго.
В начале июня 2023 г. глава Минэнерго РФ Н. Шульгинов сообщил, что его министерство выступает за компромиссное решение по демпферу, учитывающее его влияние на всю цепочку формирования цены от добычи нефти до реализации топлива, в т.ч. инвестиции в нефтепереработку.
В ходе ПМЭФ-2023 г. 16 июня министр высказался уже более жестко, заявив, что корректировка топливного демпфера с 1 сентября создает риски недофинасирования отрасли, роста оптовых цен на топливо, давления на розничные цены.
При этом в отношении цен на АЗС Минэнерго РФ намерено не допустить роста цен выше уровня инфляции.
Налог на сверхприбыль
А. Сазанов также прокомментировал готовящийся в настоящее время налог на сверхприбыль, допустив гипотетическую возможность возврата к налогу на сверхприбыль в будущем при высоком дефиците бюджета и сверхдоходах бизнеса.Тезисы от А. Сазанова:
- этот налог появился по 2 причинам:
- возникли конъюнктурные сверхдоходы у компаний,
- сформировался существенный дефицит бюджета,
- если в будущем гипотетически возникнет ситуация, когда будут такие сверхдоходы и необходимость финансировать большой дефицит, то, конечно, такую возможность отрицать нельзя,
- это зависит от того, как ситуация будет развиваться в дальнейшем.
28 июня 2023 г. законопроект о введении налога на сверхприбыль для крупных компаний был принят Госдумой в 1м чтении.
Также Госдума приняла в 1м чтении сопутствующие поправки в Налоговый кодекс, которые создадут упрощенный порядок установления разовых налогов, включая налог на сверхприбыль.
Согласно законопроекту, для организаций, у которых средняя арифметическая прибыль за 2021 и 2022 г. превышает 1 млрд руб., налоговая база будет рассчитываться как разница между средней арифметической прибылью за 2021 и 2022 г. и средней арифметической прибылью за 2018 и 2019 г.
Налоговая ставка составит 10%, но если в 2023 г. компания перечислит определенную сумму денежных средств в федеральный бюджет в качестве обеспечительного платежа, налог будет рассчитан по 5%-ной ставке.
Налог должен быть уплачен не позднее 28 января 2024 г. и будет иметь одноразовый характер.
Компании нефтегазового сектора и угледобывающие организации из состава налогоплательщиков налога на сверхприбыль будут исключены.