- обеспокоены односторонними действиями Конгресса США по расширению санкций против магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2;
- считают, что это подорвет совместные усилия по реализации «Совместного заявления США и Германии о поддержке Украины, европейской энергетической безопасности и климатических целей» от 21 июля 2021 г. и серьезно ослабит трансатлантическое единство в отношении России.
Согласно документу, правительство Германии призывает Конгресс США не вводить санкции против МГП Северный поток-2 в связи с тем, что рестрикции могут ослабить доверие к США, приводя аргументы:
- МГП Северный поток-2 в настоящее время никакой угрозы для Украины не представляет, пока обеспечивается разумный транзит газа;
- быстрое выполнение совместного заявления - наилучший способ защиты интересов Украины:
- позволяет Германии оказать давление на Россию, чтобы она выполнила обязательства в качестве ответственного поставщика и выполнила действующий контракт на транзит газа через газотранспортную систему (ГТС) Украины и продлила его после 2024 г. (с этой целью был назначен спецпосланник по транзиту газа по ГТС Украины),
- возможность для Украины преобразовать свой энергетический сектор и диверсифицировать поставки энергоносителей,
- Германия и США поддержат инвестиции в размере 1 млрд долл. США через Зеленый фонд в т.ч. от третьих государств и частных организаций,
- Германия предоставит первоначальный грант фонду в размере не менее 175 млн долл. США;
- сотрудничество Германии и США гарантирует, что Россия не будет использовать энергию в качестве оружия, противомерами этому могут быть использованы публичные сообщения, политические и экономические меры, а также поддержка пострадавших от российской вредоносной деятельности;
- Северный поток-2 не смягчил внешнюю политику Германии в отношении России:
- Германия побуждала ЕС присоединиться к США в отношении санкций в отношении России и возглавила создание нескольких режимов санкций, связанных с действиями России по Крыму и на Востоке Украины, в ЕС и на национальном уровне,
- Германия послала сильные сигналы России, когда обнаружила, что та нарушает международное право, даже ценой усиления напряженности в германо-российских отношениях, но сохранила каналы диалога открытыми,
- санкции были бы только победой В. Путина, поскольку, направленные против Северного потока-2:
- подорвут обязательства Германии по совместному заявлению,
- ослабят доверие к правительству США,
- поставят под угрозу достижения совместного заявления, включая положения, поддерживающие Украину,
- нанесут ущерб трансатлантическому единству;
- рост цен на энергоносители является глобальным явлением и не может быть отнесен исключительно на счет России:
- Россия:
- выполняет все обязательства по поставкам,
- выполняет соглашение о транзите газа с Украиной,
- но она могла бы сделать больше,
- недавние заявления В. Путина об увеличении поставок в европейские газовые хранилища (ПХГ) являются шагом в правильном направлении.
Это обязательство Германии также закреплено в совместном заявлении США.
Правительство ФРГ подчеркивает работу в данном направлении:
- власти Германии находятся в тесном контакте с администрацией США для координации вариантов ответных мер, поскольку введение санкций входит в исключительную сферу компетенции ЕС,
- федеральное правительство Германии придерживается двоякого подхода:
- активно участвует в процессе определения вариантов дополнительных ограничительных мер на европейском уровне, который был инициирован лидерами ЕС на саммите 24 и 25 июня 2021 г.,
- работает над вариантами мер на национальном уровне, реализуя:
- меры общественного давления,
- политические меры, в т.ч. ограничение или приостановка ряда 2-сторонних политических встреч или отдельные форматы сотрудничества с Россией при необходимости,
- экономические меры, в т.ч. обеспечение транзита газа через Украину на уровне, достаточном для поддержания этого маршрута (включая оценку безопасности поставок газа в Германию и ЕС Министерством экономики и энергетики ФРГ в процессе сертификации независимого оператора МГП Северный поток-2, переговоры о продлении транзитного контракта после 2024 г., оценку возможных ограничений инвестиций в проекты, связанные с ископаемым топливом в России, в координации с ЕС и США).
Получение такого статуса:
- подтверждает соответствие Nord Stream 2 AG требованиям обновленной газовой директивы ЕС, распространившим 3й энергопакет на морские газопроводы,
- позволит обеспечить полную загрузку МГП Северный поток-2, даже при сохранении связи между оператором и собственником-экспортером газа (Газпромом).
В рамках совместного заявления с США, Германия следит за этим и даже приостановила сертификацию до момента создания немецкой дочки швейцарской Nord Stream 2 AG.
Хронология сертификации (текущая и плановая):
- 11 июня 2021 г. - подача Nord Stream 2 AG заявки на сертификацию в качестве ITO в Федеральное сетевое агентство ФРГ (Bundesnetzagentur, BNetzA),
- 8 сентября 2021 г. - подтверждение BNetzA получения полного комплекта документов и начало отсчета 4-месячного периода сертификации,
- 26 октября 2021 г. - выдача заключения Министерства экономики и энергетики ФРГ, пришедшего к выводу о том, что предоставление сертификата не поставит под угрозу безопасность поставок газа в Германию и ЕС,
- 16 ноября 2021 г. - приостановка сертификации до создания немецкой дочки Nord Stream 2 AG и передачи ей активов и управления участком газопровода в территориальных водах Германии, после чего новая структура должна подать заявку на сертификацию от своего имени, которую BNetzA должна рассмотреть в оставшийся период 4-месячного срока,
- март 2022 г. - подготовка проекта решения BNetzA по сертификации и передача его на рассмотрение в Еврокомиссию (ЕК),
- май-июль 2022 г. - отзыв ЕК на проект решения BNetzA (в течение 2 месяцев после получения проекта решения),
- июль-сентябрь 2022 г. - окончательное решение BNetzA о сертификации (в течение 2 месяцев после получения отзыва ЕК).
В США в настоящее время идет работа над принятием оборонного бюджета США (National Defense Authorization Act, NDAA) на 2022 финансовый год, в который закладываются санкции против оператора МГП Северный поток-2.
Санкции описываются законом о защите энергетической безопасности Европы (Protecting European Energy Security Act, PEESA), который первоначально был принят в декабре 2019 г. как часть NDAA-2020.
Тогда санкции сработали, работы остановились на 1 год после ухода судов - трубоукладчиков Allseas.
После возобновления строительства газопровода в декабре 2020 г. российскими судами, в январе 2021 г., после преодоления Конгрессом вето президента-республиканца Д. Трампа, последовал NDAA-2021, расширивший санкции по закону PEESA на все услуги по строительству, запуску и сертификации газопровода.
Но эффект от очередных санкций был никакой для проекта.
От введения санкций против Nord Stream 2 AG и немецких компаний и судов администрация США тогда отказалась во имя восстановления отношений с Германией.
В проект NDAA-2022 сенаторы-республиканцы внесли жесткие поправки в закон PEESA, предполагающие введение в течение 15 дней санкций против любой организации, ответственной за планирование, строительство и эксплуатацию МГП Северный поток-2, а также против основного акционера такой компании.
Без права Белого дома на вето.
Администрация Д. Байдена пытается исключить из проекта NDAA-2022 эти положения ради дружбы с властями Германии.
По данным Foreign Policy, в середине ноября 2021 г. глава Госдепа США Э. Блинкен и другие высокопоставленные сотрудники Белого дома звонили некоторым конгрессменам-демократам, прощупывая почву для отмены этих поправок.
Эффект от данных мер пока непонятен, но республиканцы ведущимися переговорами уже разгневаны.