USD 61.4654

-0.07

EUR 68.2082

-0.33

BRENT 64.55

-0.62

AИ-92 42.48

+0.02

AИ-95 46.11

+0.02

AИ-98 52.26

0

ДТ 48.08

-0.03

3 мин
1621

Регулятор ЕС подтвердил создание независимого оператора ГТС Украины. С оговорками

Решение Секретариата Энергетического сообщества ЕС означает, что Украина все-таки успела провести анбандлинг. Правда предстоит урегулировать еще ряд формальных моментов

Регулятор ЕС подтвердил создание независимого оператора ГТС Украины. С оговорками Регулятор ЕС подтвердил создание независимого оператора ГТС Украины. С оговорками

Вена, 18 дек - ИА Neftegaz.RU. Секретариат Энергетического сообщества ЕС (Energy Community) признал завершенным создание на Украине независимого оператора газотранспортной системы (ГТС).
Соответствующее заключение, принятое в рамках 3го энергопакета ЕС, опубликовано на сайте организации 17 декабря 2019 г.

Тезисы от Секретариата Энергетического сообщества ЕС:
  • вновь созданный оператор ГТС Украины - ГТСО - отделен от Нафтогаза в соответствии с требованиями европейского законодательства,
  • положительное заключение, по сути, является следствием принятия Верховной Радой Украины закона о разделении,
  • на основании этого закона, Нафтогаз, являющийся вертикально-интегрированной компанией, передал акции ГТСО компании Магистральные газопроводы Украины (МГУ), контролируемой Минфином Украины,
  • министерство предоставило ГТСО права экономического управления транспортными активами, которые позволяют компании использовать и эксплуатировать ГТС,
  • в результате этих транзакций ГТСО приступит к работе как независимый оператор ГТС с 1 января 2020 г.

На основании этого Секретариат Энергетического сообщества ЕС согласовал сертификацию Оператора ГТС Украины (ОГТСУ) как оператора ГТС Украины.
Пока ОГТСУ является 100%-ной дочкой Укртрансгаза, но по решению кабмина, оператор будет передан в собственность МГУ.
Окончательное подтверждение сертификации ОГТСУ со стороны украинского регулятора - Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) - будет принято после вступления в силу соглашений о покупке акций и правами на экономическое управление оператором от Укртрансгаза к МГУ.

При этом Секретариат сделал ряд оговорок, касающихся независимого оператора ГТС.
Так, европейский регулятор поручил НКРЭКУ оценить реальную независимость в юридическом и фактическом плане нового оператора ГТС от Нафтогаза.
Также Секретариат обратил внимание на необходимость принятия Украиной решений, которые должны обеспечить финансовую жизнеспособность нового оператора ГТС.
Проблемы, связанные с несанкционированным отбором газа и низкой платежной дисциплиной, уже приводили к объявлению техногенного ЧС на украинской ГТС.
Собственных финансовых средств Укртрансгаза для решения проблемы не хватило, и в дело нехотя, но все-таки вступил Нафтогаз.
Как будет решаться проблема с нехваткой средств для покупки газа на собственные нужды в рамках ОГТСУ пока непонятно, поскольку Нафтогаз касательства к ГТС уже иметь не будет.
Но это пока не самая острая проблема, гораздо важнее вопрос с транзитом газа по украинской ГТС после 1 января 2020 г., когда истечет срок действия нынешнего транзитного контракта между Газпромом и Нафтогазом.

Решение Секретариата Энергетического сообщества ЕС означает, что Украина все-таки успела провести анбандлинг (выделение независимого оператора ГТС), что препятствовало заключению нового транзитного контракта по европейским правилам.
Остался еще ряд формальностей на украинской стороне, но Нафтогаз твердо заявил, что процесс отделения ОГТСУ вышел на финишную прямую.
В частности, сформированы все необходимые предпосылки для вынесения окончательного решения НКРЭКУ по сертификации ОГТСУ и рассмотрения и утверждения соответствующих тарифов на транспортировку газа по украинской ГТС.
Глава Нафтогаза А. Коболев выразил уверенность, что новый оператор украинской ГТС уже с 1 января 2020 г. успешно начнет деятельность вне группы Нафтогаз.

Однако сложности с заключением нового транзитного контракта не ограничиваются правилами, по которым будет заключаться будущее соглашения.
Россия изначально была готова обсуждать контракт, подготовленный как по европейским, так и по украинским нормам.
Сложно, но все-таки продвигается, обсуждение объемов транзита и срока контракта.
Ранее ЕК предлагала заключение долгосрочного контракта (на 10 и более лет) на транспортировку 60 млрд м3/год газа.
Россия же обозначала как экономически целесообразный объем в 15-30 млрд м3/год.
Компромиссное решение ЕК предполагает заключение контракта минимум на 10 лет, но на объем до 40 млрд м3/год газа.
Диалог по параметрам контракта продолжается, а вот пакетное предложение, на котором настаивает Россия (прямые поставки газа на Украину и мировое соглашение по судебным спорам) для Украины неприемлемо.
Нафтогаз насчитал 22 млрд долл. США претензий к Газпрому и отказываться от них не намерен.
На последней 3-сторонней встрече в формате Россия - Украина - ЕС в октябре 2019 г. обозначились некоторые подвижки, затем Россия и Украина провели ряд 2-сторонних встреч.
Очередной раунд 3-сторонних консультаций по газу на министерском уровне состоится 19 декабря 2019 г.

Автор: Е. Алифирова

Источник : Neftegaz.RU

Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в VK
Система Orphus