USD 93.4419

0

EUR 99.7264

0

Brent 89.29

-0.86

Природный газ 1.763

-0.01

3 мин
...

Виртуальные цены. Минфин РФ сообщил о снижении средней цены нефти Urals в 2023 г. на 7,2%

Зависимость нефтегазовых доходов российского бюджета от доллара США, котировок иностранных ценовых агентств и рынков, где физически российской нефти больше нет, сохраняется.

Виртуальные цены. Минфин РФ сообщил о снижении средней цены нефти Urals в 2023 г. на 7,2%

Москва, 9 янв - ИА Neftegaz.RU. Средняя цена на нефть сорта Urals в 2023 г. снизилась на 7,2% по сравнению с 2022 г.
Об этом Минфин РФ сообщил 9 января 2023 г.

Цены на Urals

По сообщению Минфина РФ:
  • средняя цена на нефть сорта Urals в 2023 г. сложилась в размере 62,99 долл США/барр., в 2022 г. - 76,09 долл. США/барр. (снижение на 7,2%).
  • средняя цена на нефть Urals в декабре 2023 г. сложилась в размере 64,23 долл. США/барр., что в 1,27 раз выше, чем в декабре 2022 г., когда цена составляла 50,47 долл. США/барр. (по сравнению с ноябрем 2023 г. снижение составило 11,8%),
  • цена нефти North Sea Dated в декабре 2023 г. составила 77,88 долл. США/барр. (снижение на 6,3% к ноябрю).

Urals, которой нет

Напомним, что публикуемые Минфином РФ данные по средней цене Urals не отражают реальную цену российской нефти, а является расчетной для исчисления налогов для нефтегазового сектора.
Несмотря на отсутствие физических поставок российской нефти в порты Роттердам и Аугуста с 5 декабря 2022 г. после эмбарго ЕС, данные о котировках российской нефти CIF в европейских портах (CIF Rotterdam и CIF Augusta) сохраняются в российском налоговом законодательстве.
Первоначально эту котировку считало ценовое агентство Argus Media следующим образом:
  • на основании стоимости Urals на базисах поставки FOB Приморск, Усть-Луга и Новороссийск,
  • к которой прибавляются затраты на доставку в европейские порты (цена фрахта, портовых сборов, страховки груза).
В июле 2023 г. Argus предупредил, что с 1 января 2024 г. перестает публиковать котировку нефти Urals на базисе CIF в европейских портах.
Эту задачу взяли на себя российские ведомства, но сама методика при этом принципиально не поменялась, она считается исходя из:
  • цены нефти в портах РФ (FOB), рассчитываемая как сумма средних арифметических цен при поставках в морские порты в Северо-Западном и Южном федеральных округах (рассчитывается Argus),
  • увеличенная на стоимость транспортировки морским транспортом до средиземноморского и роттердамского рынков (рассчитывается в порядке, установленном ФАС), но не менее 2 долл. США/барр.
Также с апреля 2023 г. в российское налоговое законодательство вшита котировка North Sea Dated - котировка Argus, которая включает североморские сорта Brent, Forties, Oseberg, Ekofisk и Troll - BFOET, а а с мая 2023 г. еще и американскую WTI.
От этой котировки отсчитывается законодательно установленный максимальный дисконт на нефть Urals для расчета налогов.
В результате в 2024 г. при исчислении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налога на дополнительный доход (НДД) и обратного акциза на нефть используется большая из 2 котировок:
  • на базе котировки North Sea Dated с учетом дисконта в 15 долл. США/барр.,
  • полученная по новой методике (FOB от Argus + стоимость транспортировки до европейских портов по правилам ФАС).
В 2025 г. к этим 2 котировкам должна прибавиться еще 1, которая будет рассчитываться на основе цены российской нефти на внебиржевых сделках Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), если этот шаг не будет вновь отложен.

Таким образом, зависимость нефтегазовых доходов российского бюджета от доллара США, котировок иностранных ценовых агентств и рынков, где физически российской нефти больше нет, сохраняется.
Несмотря на критику со стороны отрасли, Минфин РФ стремится сохранить текущие схемы исчисления нефтегазовых налогов, опасаясь того, что резкие движения могут обрушить доходы бюджета.
С другой стороны, обеспокоенный выпадающими доходами, Минфин РФ своими действиями по урезанию топливного демпфера внес вклад в формирование топливного кризиса в России летом-осенью 2023 г.
Демпфер был оперативно восстановлен, а пожар на топливном рынке правительство тушило запретом на экспорт бензина и дизельного топлива (запрет на экспорт зимнего дизеля до сих пор сохраняется).
Завершение в 2024 г. большого налогового маневра создает предпосылки для повторения ситуации 2023 г. на топливном рынке, что ставит вопрос о масштабной перестройке налогообложения российского нефтегаза.
Способен ли российский финансовый регулятор системно решить этот вопрос или ограничится введением очередных заплат и костылей в налоговый кодекс - будем наблюдать в 2024 г.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram