USD 107.1758

-0.57

EUR 112.8019

-1.51

Brent 72.59

+0.76

Природный газ 3.191

-0.02

4 мин
...

НДПИ, демпфер и др. Госдума РФ поддержала поправки в Налоговый кодекс, касающиеся налогообложения нефтегазового сектора

Поправки касаются методики определения цены Urals для целей налогообложения, НДПИ на газ, НДПИ на газовый конденсат Газпрома, восстановления демпфера и др.

НДПИ, демпфер и др. Госдума РФ поддержала поправки в Налоговый кодекс, касающиеся налогообложения нефтегазового сектора

Источник: Госдума РФ

Москва, 17 ноя - ИА Neftegaz.RU. Госдума РФ приняла в 3м, окончательном чтении ряд поправок в Налоговый кодекс, касающихся налогообложения нефтегазового сектора.
Эти меры являются частью большого налогового бюджетообразующего закона, внесенного в Госдуму правительством РФ одновременно с проектом бюджета.
Также Госдума приняла 3м чтении сам закон о федеральном бюджете на 2024 г. и плановый период 2025-2026 гг.
Решения приняты на пленарном заседании Госдумы РФ 17 ноября 2023 г.

Новый потолок дисконта для Urals

Госдума приняла поправки к НК, которые уточняют величину прогнозного дисконта Urals к котировке North Sea Dated (Североморский датированный - котировка Argus, которая включает 5 сортов нефти: Brent, Forties, Oseberg, Ekofisk и Troll - BFOET), применяемой для определения налоговой ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть:
  • в 2024 г. дисконт снизится с нынешних 20 долл. США/барр. до 15 долл. США/барр.,
  • в 2025 г. - до 10 долл. США/барр.,
  • в 2026 г. - до 6 долл. США/барр.
При этом правительство РФ в 2024-2026 гг. в случае изменения конъюнктуры будет вправе увеличить этот прогнозный дисконт до 20 долл. США/барр.

Также поправки предусматривают изменение методики расчета цены Urals, используемой для нужд налогообложения, для чего в 2024 г. будут использоваться 2 котировки:
  • на базе котировки North Sea Dated с учетом дисконта в 15 долл. США/барр.
  • цена нефти в портах РФ, рассчитываемая как сумма средних арифметических цен при поставках в морские порты в Северо-Западном и Южном федеральных округах (рассчитывается Argus), увеличенных на стоимость транспортировки морским транспортом до средиземноморского и роттердамского рынков (рассчитывается в порядке, установленном ФАС), но не менее 2 долл. США/барр.
Для расчета цены нефти Urals для нужд налогообложения в 2024 г. будет использоваться большая из 2 котировок.
В 2025 г. к этим 2 котировкам прибавится еще 1, которая будет рассчитываться на основе цены российской нефти на внебиржевых сделках Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).

Возвращение к полным выплатам по демпферу

Принятые поправки к НК возвращают с 1 октября 2023 г. прежний порядок расчета выплат нефтяным компаниям по топливному демпферу.
Ранее Минфин РФ предлагал снизить выплаты нефтяным компаниям в рамках демпирующего механизма в 2 раза за счет введения коэффициента 0,5 в формулу его расчета.
Мера была анонсирована в апреле 2023 г., что вместе с приближением пикового летнего сезона спроса, периода планово-предупредительных ремонтов (ППР) на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и ростом привлекательности экспортной альтернативы, стимулировало рост цен на внутреннем рынке.
Согласование инициативы Минфина затянулось и в итоге корректировка демпфера, по которой до конца 2026 г. выплаты нефтяным компаниям сокращаются на 50% по бензину и дизельному топливу, вступила в силу с 1 сентября 2023 г.
Однако ситуация на внутреннем рынке топлива продолжила ухудшаться и в качестве стабилизирующей меры правительство РФ с 21 сентября 2023 г. ввело полный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива.
5 октября 2023 г. запрет был ослаблен (был разрешен экспорт дизельного топлива по трубопроводам для НПЗ, поставляющих на внутренний рынок не менее 50% произведенного дизеля) и одновременно анонсирован ряд системных мер, в частности, восстановление выплат по демпферу в полном объеме.

Сейчас восстановление демпфера утверждено Госдумой.
Поправки предполагают возвращение к использованию коэффициента 1 вместо 0,5 с 1 октября 2023 г. включительно.
Однако это поставило вопрос о том, за счет чего компенсировать бюджету восстановление демпферных выплат.
Ранее замглавы Минфина РФ А. Сазанов пояснял, что бюджет РФ получит компенсацию роста демпферных выплат за счет увеличения НДПИ на газовый конденсат Газпрома и сокращения выплат по акцизу для НПЗ, не выполняющих обязательства по поставкам на внутренний рынок.
В частности, согласно поправкам, для не поставляющих 40% светлых нефтепродуктов в РФ заводов получаемый обратный акциз будет снижен на 390 руб./т с января по сентябрь 2024 г. и на 250 руб./т с сентября 2024 г.
Однако это не касается компаний, доля государства в которых превышает 25%.

НДПИ на газовый конденсат Газпрома

Госдума прияла поправки, предусматривающие увеличение НДПИ на газовый конденсат Газпрома.
Повышение будет осуществлено на коэффициент, равный умноженному на 1,5 показателю Кабдт, характеризующему надбавки за бензин и дизтопливо и применяющемуся при расчете НДПИ на нефть.
Повышающий коэффициент не будет применяться к дочкам Газпрома, у которых добыча газа составляет менее 35% от общей добычи углеводородов.

Увеличение НДПИ на газовый конденсат Газпрома будет обеспечивать компенсацию бюджету демпферных выплат нефтяным компаниям.
А. Сазанов пояснял, что повышение НДПИ для Газпрома планируется для того, чтобы компенсировать выплаты, которые идут в пользу заводов Газпрома - Газпром нефтехим Салават, Астраханского ГПЗ и Уренгойского завода по подготовке конденсата к транспорту (Новоуренгойский ЗПКТ).

НДПИ на газ

Принятые Госдумой поправки в НК также повышают с 1 января 2024 г. и до конца 2026 г. НДПИ на газ для Газпрома и независимых производителей.
Поправки вводят при расчете НДПИ на газ 2 новых коэффициента:
  • Ккг2023 - вводится с 1 января 2024 г. и относится только к газу, поставляемому промпотребителям,
  • Ккг2024 - вводится с 1 августа 2024 г. и касается поставок газа всем потребителям, в т.ч. населению, ТЭС и ЖКХ.
Эти коэффициенты обеспечат изъятие дополнительной выручки компаний от индексации оптовых цен на газ на внутреннем рынке в федеральный бюджет.
Согласно прогнозу социально-экономического развития на 2024-2026 гг., с 1 декабря 2023 г. планируется увеличить оптовые цены на газ для промпотребителей (кроме электроэнергетики, теплоснабжающих компаний и организаций ЖКХ) на 10%.
Кроме того, с 1 июля 2024 г. оптовые цены для всех категорий потребителей будут проиндексированы на 11,2%, в 2025 г. - на 8,2%.
Для Газпрома повышающие коэффициенты установлены на уровне, ниже, чем для независимых производителей, что вызвало недовольство у Роснефти.

Другие нововведения

Госдума приняла еще ряд поправок в НК, касающиеся нефтегазового сектора:
  • установление на 2024 г. ставки налога на прибыль НОВАТЭКа в размере 20% от реализации акций (долей участия) в своих дочерних компаниях, владеющих правом на экспорт СПГ, поступления по этому налогу пойдут полностью в федеральный бюджет,
  • разрешается объединение обязательства в рамках соглашений по модернизации НПЗ с инвестиционными соглашениями - для того, чтобы оба вида соглашений по объектам считались выполненными, совокупная сумма инвестиций по ним должна превысить 130 млрд руб., а сроки ввода должны быть предусмотрены не позднее конца 2025 г.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram