USD 92.7761

+0.16

EUR 100.3651

+0.15

Brent 86.06

+0.01

Природный газ 1.8

0

, Обновлено 2 марта 08:10
5 мин
...

Страны-члены МЭА приняли решение вывести 60 млн барр. нефти из стратегических резервов

Странные обсуждения МЭА и ЕК о планах снижения зависимости Европы от российского газа

Страны-члены МЭА приняли решение вывести 60 млн барр. нефти из стратегических резервов

Источник: Twitter еврокомиссара по энергетике К. Симсон

Москва, 1 мар - ИА Neftegaz.RU. Совет управляющих Международного энергетического агентства (МЭА) принял решение о выводе на рынок 60 млн барр. нефти из стратегических резервов.
Об этом МЭА сообщило 1 марта 2022 г. по итогам внеочередной встречи министров МЭА, прошедшей под председательством главы Минэнерго США Д. Грэнхолм и при поддержке Еврокомиссии (ЕК).

Встреча проходила в связи с беспокойством рынка по поводу стабильности поставок нефти из России в случае введения санкций Запада против российского энергетического сектора из-за ситуации на Украине.
Цены на нефть стремительно растут и закрепляются на уровне выше 100 долл. США/барр.
МЭА в своем сообщении признает огромную роль России на мировых энергетических рынках:
  • это 3я страна по объемам добычи нефти в мире и крупнейший экспортер,
  • российский экспорт нефти составляет около 5 млн барр./сутки или порядка 12% мировой торговли,
  • российский экспорт нефтепродуктов составляет 2,85 млн барр./сутки или около 15% мировой торговли,
  • около 60% российского экспорта нефти идет в Европу, а еще 20% - в Китай.
Решением о выводе нефти из стратегических резервов МЭА рассчитывает дать рынку мощный сигнал мировым нефтяным рынкам об отсутствии риска дефицита поставок вне зависимости от ситуации на Украине.
Стратегические резервы стран-членов составляют 1,5 млрд барр.
На 1м этапе страны МЭА согласовали вывод 60 млн барр. или 4% от стратегических резервов, по 2 млн барр./сутки в течение 30 дней.
С момента создания МЭА в 1974 г. это 4й скоординированный вывод нефти из стратегических резервов стран-членов, ранее такие шаги были предприняты в 2011, 2005 и 1991 гг.

Половину вывода нефти из стратегических резервов стран МЭА возьмут на себя США.
Президент США Д. Байден дал распоряжение высвободить 30 млн барр. нефти из стратегического нефтяного резерва (SPR).
В ноябре 2021 г. США в партнерстве еще с рядом стран приняли решение о выводе на рынок дополнительных объемов нефти для снижения цен на нефть и стабилизации ситуации на собственном топливном рынке.
В общей сложности тогда речь шла о выводе из стратегических резервов 70 млн барр. нефти (в т.ч. США 50 млн барр.), но влияние на рынок оказалось незначительным в связи с небольшим объемом и отыгранностью данного шагом рынком.
Между тем, объемы нефти в нефтехранилищах SPR сократились до 20-летнего минимума - по данным Управления энергетической информации Минэнерго США (EIA), за неделю, завершившуюся 18 февраля 2022 г., в хранилищах SPR находилось 582,384 млн барр. нефти.

Примечательно, что 1 марта 2022 г. министры стран-членов МЭА также обсудили значительную зависимость Европы от российского природного газа и необходимость сократить ее.
Министры обратились к другим поставщикам газа в Европе, в т.ч. производителям сжиженного природного газа (СПГ), чтобы продолжить контролируемый ускоренный переход к чистой энергии.
Секретариат МЭА обещал 3 марта опубликовать план из 10 пунктов, которые помогут европейским странам уменьшить свою зависимость от поставок российского газа к зиме 2022-2023 гг.
Документ обещает быть крайне любопытным, учитывая, что ранее все основные поставщики газа в Европу (трубопроводного и СПГ) дали понять, что свободного газа для европейского рынка у них нет.
Дополнительные объемы газа могут появиться лишь за счет перенаправления поставок СПГ из Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), традиционно являющегося премиальным к Европе рынком.
Похоже, спрогнозированные зампредом Совбеза РФ Д. Медведевым цены на газ в Европе на уровне 2000 евро/1000 м3, обещают стать объективной реальностью.

Запад в шоке?

Еще 1 год назад ситуация в энергетике Запада казалась безоблачной:
  • мир стремился к декарбонизации и низкоуглеродной экономике;
  • транзит российского газа по ГТС Украины продолжался в контрактных объемах около 40 млрд м3/год;
  • политики безбоязненно провоцировали власти РФ, издевательски задерживая проект МГП Северный поток-2;
  • но, что хуже всего, нагнетали напряженность в отношении властей РФ и Украины, несмотря на то, что это было болезненно не только для властей, но и граждан России.
То, что это была слишком рискованная политика стало ясно еще летом 2021 г, когда в Бразилии задули ветры-суховеи:
  • караваны танкеров-газовозов из США на споте потянулись в Латинскую Америку на ТЭС, чтобы заместить падение генерации электроэнергии от ГЭС Бразилии и Аргентины. Это было выгодно американцам, поскольку плечо транспортировки было меньше, и сланцевая индустрия США начала выходить из стагнации. Ничего не предвещало энергетического кризиса;
  • затем, ветер прекратился в Европе, а неравномерность генерации электроэнергии ВИЭ начала нервировать рынок;
  • попытка заместить дефицит электроэнергии от ВИЭ ростом импорта газа провалилась:
    • американцы банально кинули европейцев, продолжая стричь купоны от роста цен на СПГ в Стране Диких Обезьян. Власти США могли волевым усилием перенаправить СПГ в Европу, но не сделали это. Увеличить производство СПГ невозможно в одночасье, а основные объемы были законтрактованы по долгосрочным контрактам;
    • власти РФ тоже не спешили увеличить поставки сетевого газа, хотя могли, по 2 причинам:
      • сначала предполагалось накопить потребности в экспорте газа для МГП Северный поток-2,
      • а когда проект МГП СП-2 завис по вине Европы, было бы странным делать шаги навстречу европейцам;
  • так начался энергетический кризис 2021 г, в котором обвинили почему-то власти РФ, забыв о властях США;
  • вероятно, впервые в истории, рост цен на газ разогнал рост цен на нефть, хотя стабилизации цен способствовало подписание Венского соглашения стран ОПЕК+;
  • вместо того, чтобы скорее ввести в эксплуатацию МГП Северный поток-2, чтобы снять напряжение на рынке газа, Запад стал требовать от властей РФ увеличить поставки газа по МГП Ямал - Европа и ГТС Украины, одновременно усиливая антироссийскую риторику от властей Польши и Украины. Эти действия, вообще, не поддаются логике нормального человека;
  • еще летом 2021 г. позиции властей РФ и В. Путина откровенно слабели: ситуация с А. Навальным, дворцы разные в Геленджиках и Крымах, падение уровня жизни граждан, непопулярная Пенсионная реформа, депутат В. Терешкова, изменение Конституции ... Казалось, что в 2024 г. риски неизбрания В. Путина президентом росли, но сейчас это в прошлом;
  • Запад сделал все, чтобы сохранить В.Путина у власти:
    • власти РФ умело воспользовались энергетическим кризисом в Европе:
    • вишенкой на тортике стал отказ Запада гарантировать не прием Украины в НАТО. Украина, Киевская Русь - каноническая российская территория, и в голове многих россиян членство Украины в НАТО просто не укладывалось в голове;
    • это главная ошибка Запада. Если раньше была великая Россия и отдельно - В. Путин, то теперь он ассоциируется с Россией;
    • блестяще спланированная Генштабом РФ военная спецоперация только поднимет рейтинг В. Путина;
  • непонятно, зачем все это сделали власти США, которые не могли не просчитать последствия таких своих шагов. Так не ошибаются:
    • либо у них там все, действительно, плохо из-за Китая и тд,
    • либо - это часть многоходовой антироссийской комбинации, в которой у Европы - незавидная роль, а В. Путина еще ждут сюрпризы,
    • для граждан Европы следующие 5-10 лет будут откровенно тяжелыми, если они не помирятся с В. Путиным:
      • туристов - не будет,
      • дешевого газа российского - не будет, поскольку он пойдет на догазификацию регионов РФ и в Китай;
      • планы по декарбонизации придется скорректировать. Без хозяйственных связей с РФ экономику Европы придется менять.
      • странно, что страны-доноры Европы это не понимают.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram