USD 72.2216

-0.28

EUR 85.9943

-0.71

BRENT 73.19

-0.06

AИ-92 45.71

0

AИ-95 49.52

+0.01

AИ-98 55.63

+0.02

ДТ 49.74

0

38044

Северный поток-2 газопровод

Проект расширения магистрального газопровода (МГП) Северный поток из России в Германию через Балтийское море в рамках Северного коридора

Северный поток-2 газопровод

ИА Neftegaz.RU. 

Северный поток 2 (Nord Stream 2) - проект строительства магистрального газопровода (МГП) из России в Германию через Балтийское море по Северному коридору Единой системы газоснабжения (ЕСГ).

Является расширением МГП Северный поток, который успешно эксплуатируется с 2012 г.


По пропускной мощности и протяженности соответствует действующему МГП Северный поток и также является кратчайшим маршрутом доставки природного газа в Европу.

Благодаря применению новых технологий, газотранспортная система (ГТС) Северного коридора ЕСГ:

  • работает при более высоких давлениях и требует меньше топливного газа, что снижает выбросы СО2 по сравнению с другими альтернативами. По сравнению с МГП Центрального коридора ЕСГ (в тч ГТС Украины), через которые российский газ транспортируется в Европу, объем выбросов парниковых газов будет на 61% ниже;
  • имеет меньшие затраты на транспортировку газа - для экспортера тарифы на транзит газа по МГП Северный поток - 2 будут ниже текущих.

Обсуждается конфигурация партнеров по строительству сухопутных газопроводов - отводов от МГП Северный поток-2.

Глава OMV высказывал надежду, что продолжение МГП на сухопутном участке будет завершаться в Центрально-европейском газовом хабе в австрийском г. Баумгартене.

МГП Северный поток 2 - это расширение МГП Северный поток, поэтому не требует одобрения со стороны ЕК.

Характеристики МГП Северный поток-2

  • протяженность - 1224 км;
  • пропускная мощность 2х ниток - 55 млрд м³/год газа, что составляет 28,7 % от объема экспортных поставок Газпрома в 2014 г;
  • ресурсная база - месторождения компании Газпром в Надым - Пур -Тазовском регионе и полуострова Ямал;
  • начальная точка - порт Усть-Луга на южном берегу Финского залива (в отличие от МГП Северный поток, который начинается на северном побережье Балтийского моря);
  • конечная точка  - местечко Лубмин неподалеку от г. Грайфсвальд в земле Мекленбург - Передняя Померания на северо-востоке Германии; 
  • трубы:
    • прямошовные, большого диаметра (ТБД), с полимерным покрытием,
    • внутренний диаметр - Ø 1153 мм, толщина стенок - 41, 30,9 / 34,6 мм по назначению,
    • рабочее давление - 220 атм,
    •  вес - 10-12 т;
  • количество необходимых труб для укладки подводной части МГП - 200 тыс ед. длиной 12 м;
  • поставщики труб определены в марте 2016 г
    • Europipe GmbH  - 40 % труб, 
    • ОМК - 33 %, 
    • ЧТПЗ - 27 %. 
  • доставка труб: 
    • поступают на специальные заводы в г. Котке - 101 тыс труб, в г. Мукране - 83 тыс, г. Волжском - 16 тыс., 
    • там вес трубы доводят до 24 т, одевая утяжеляющую бетонную рубашку, предотвращающую ее всплытие;
  • технология соединения труб: 
    • высокоточная сварка, 
    • последующее затягивание термоусадочных манжет поверх трубы.
  • начало строительства - 1 апреля 2018 г;
  • первоначальный срок ввода в эксплуатацию - конец 2019 г.
  • капитальные затраты - 8 млрд евро, общая стоимость проекта с учетом привлечения проектного финансирования (70%) - 9,9 млрд евро.

Почему стали строить МГП Северный поток-2?

Проект расширения Северного коридора возник из-за сложностей в осуществлении газопроводных проектов по доставке сетевого газа из России в Западную Европу через Украину и Черное море: 

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) 

Минприроды РФ 1 декабря 2017 г сообщило о завершении международных процедур в рамках Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) по проекту. 

В рамках ОВОС был выбран самый экологичный метод строительства:

  • с использованием траншейных крепей;
  • с применением инновационных решений с учетом особенностей конкретной территории;
  • для уменьшения площади затрагиваемой территории на экологически чувствительных участках вдоль маршрута МГП, сохранения гидрологического режима в заболоченной части трассы и минимизация необходимости в расчистке леса были оценены альтернативные технологии строительства;
  • рассмотрены технологии бестраншейного строительства:
    • микротоннелирование
    • традиционное тоннелирование, 
    • горизонтально направленное бурение
    • строительства по технологии Direct Pipe и др;
    • сначала был выбран только вариант микротоннелирования, но он оказался неосуществимым из-за невозможности строительства микротоннеля под всей сухопутной частью охраняемой территории (3,7км + около 700 м в море для выхода на достаточную для укладки труб глубину);
    • выбран предложенный подрядчиком метод, предполагающий использование траншейных крепей (тренчбоксов) для поддержания стенок в вертикальном состоянии и уменьшения ширины траншеи.

Преимущества метода с использованием траншейных крепей:

  • позволит уложить МГП в пределах полосы отвода шириной 30 метров и снизит объемы выемки грунта на 70% по сравнению с традиционным методом строительства;
  • позволит сохранить естественный уровень грунтовых вод, окажет меньше шума, снизит выбросы СО2 ,
  • после завершения проектных работ будет выполнено восстановление территории до ее исходного состояния.
  • каждая нитка МГП будет проложена на участке берегового пересечения методом протягивания 2х плетей: 
    • 1й - с судна - трубоукладчика, стоящего на якоре недалеко от берега, 
    • другой с трубосварочной станции, расположенной возле площадки ДОУ,
    • плети будут сварены между собой на восточном склоне дюны;
  • на месте установки газопровода практически отсутствует тяжелое оборудование, что приводит к значительному снижению уровня шума и связанного с ним воздействия на этапе строительства.

Этапы проекта МГП Северный поток-2:

  • 18 июня 2015 г. - подписание меморандума о намерениях о строительстве МГП Северный поток-2: 
    • в рамках ПМЭФ-2015, 
    • подписали: А. Миллер, член правления E.ON SE К. Шефер, глава Shell Б. ван Берден и член правления OMV AG М. Ляйтнер,
    • цель - создание газотранспортной инфраструктуры для прямой доставки российского газа европейским потребителям;
  • 31 июля 2015 г. - подписан МОВ между BASF/Wintershall и Газпромом, что совпало с увеличением загрузки МГП Северный поток до 94 %.
  • 4 сентября 2015 г:
    • подписано соглашение акционеров на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) в г. Владивостоке,
    • решено подготовить к январю 2016 г. бизнес-план и порядок проведения тендеров по поставке труб,
    • была создана компания New European Pipeline AG,
    • акционеры: Газпром - 51 %, Uniper, Shell, OMV, Wintershall - по 10 %, Engie - 9 %.
  • предполагалось, что компании получат доли в проекте, однако создание СП было заблокировано.
  • по новой схеме:
    • Газпром обеспечил 50% финансирование проекта - 4,75 млрд евро из 9,5 млрд евро общей стоимости проекта, 
    • остальное совместно профинансировали партнеры: Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall;
  • декабрь 2017 г. - горное ведомство г Штральзунда в земле Мекленбург-Передняя Померания на севере Германии вынесли первое в стране частичное разрешение на строительство МГП Северный поток-2.
  • 8 декабря 2017 г. - на Совете директоров Газпрома было заявлено:
    • о продолжении подготовки к началу строительства газопровода;
    • о успешном завершении подписания контрактов на все основные материалы, оборудование и услуги, необходимые для выполнения строительных работ.

Страсти по проекту МГП Северный поток-2:

  • январь 2018 г. -  экологи - активисты Всемирного фонда дикой природы (WWF) и Союза охраны природы Германии (Naturschutzbund Deutschland e.V., NABU) дерзко потребовали запретить строительство по политическим причинам;
  • 21 декабря 2019 г. суда Allseas остановили строительство в водах Дании в связи с санкциями США;
  • декабрь 2019 г. - Allseas напрочь отказывается от продолжения трубоукладки;
  • В. Путин заявляет - газопровод точно заработает до конца 2020 г. или в 1м квартале 2021 г;
  • июль 2020 г. - компания Nord Stream 2 получила разрешение от ДЭА достроить газопровод с использованием трубоукладочных судов с якорным позиционированием:
    • трубоукладочная баржа Фортуна 8 июля 2020 г. покидает логистический терминал в порту Мукран,
    • КМТУС Черский в Мукране насторожился;
  • декабрь 2020 г. - строительство возобновлено силами российских судов - трубоукладчиков, что кажется невероятным на фоне отсутствия достаточных компетенций строительства морских участков и ужесточающихся санкций властей США;
  • апрель 2021 г. - М.Захарова с тревогой заявляет об экзистенциальности проекта;
  • 22 мая 2021 г. - перелом:
    • власти США не включают в очередной санкционный список США оператора проекта Nord Stream 2, мотивируя необходимостью укрепления трансатлантических отношений, имея в виду Германию,
    • власти РФ выдыхают, держа пальцы крестиком;
  • 3 июня на ПМЭФ-21 А. Новак анонсирует завершение строительства до конца 2021 г.
     





Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»