При этом участие США в возможном ограничении добычи пока не обсуждалось.
Об этом президент США Д. Трамп сообщил 2 апреля 2020 г. в ходе брифинга в Белом доме.
Тезисы от Д. Трампа:
- в ходе переговоров с президентом РФ В. Путиным и наследным принцем Саудовской Аравии М. бен Сальманом вопрос о сокращении добычи нефти в США не обсуждался,
- Россия и Саудовская Аравия хотели бы, чтобы США сократили добычу, им это выгодно,
- в скором времени Россия и Саудовская Аравия могут договориться о сокращении объемов добычи,
- это может быть 10 млн барр./сутки, но может быть и больше, возможно, 15 млн барр./сутки,
- сейчас на рынке невероятный переизбыток и было бы хорошо для России и Саудовской Аравии, если они достигнут этого соглашения,
- это также хорошо для мира, потому что это спасет отрасль.
Нужно что-то делать для стабилизации цен.
Кризис усугублен прекращением действия Венского соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи нефти, которое в течение более чем 3 лет ограничивало добычу стран ОПЕК и ряда крупных производителей вне ОПЕК.
Это удерживало маркерный сорт нефти Brent на уровне около 60 долл. США/барр, что можно считать равновесным уровнем на текущий момент времени.
6 марта 2020 г. власти России и Саудовской Аравии - фактические лидеры ОПЕК+ - не договорились о продление соглашения после 1 апреля 2020 г.
Саудовская Аравия продавила через ОПЕК предложение о продлении соглашения ОПЕК+ на весь 2020 г. с дополнительным сокращением на 1,5 млн барр./сутки плюс к действовавшему тогда сокращению на 1,7 млн барр./сутки по сравнению с октябрем 2018 г.
Россия предлагала продлить соглашение до конца 2020 г. на текущих условиях, без дополнительных ограничений.
Надавив на ОПЕК, саудиты поставили власти РФ перед дилеммой: либо принимать условия Саудовской Аравии, либо отказываться от соглашения ОПЕК+.
27 марта 2020 г. П. Сорокин - архитектор Венского соглашения, в очередной раз анонсировал позицию властей РФ:
- ребалансировка это проблема мирового рынка, и в ней должно участвовать как можно больше стран, явно намекая на США.
Это нормально? - вероятно, подумали власти РФ, раздраженные политикой сША в отношении МГП Северный поток-2.
И отказались спонсировать рост добычи сланцевой нефти в США.
Судя по тому, что Д. Трампу не удалось уговорить джентльмена В. Путина сократить добычу нефти, а с наследным принцем В. Путин вообще отказался говорить, он - зол, очень зол.
А тут еще Королевство объявило о планах по наращиванию добычи до рекордных 12,3 млн барр./сутки и существенных скидках на нефть для покупателей.
1 апреля 2020 г., когда прекратили свое действие ограничения в рамках соглашения ОПЕК+, Саудовская Аравия резко увеличила экспорт нефти, до отметки выше 12 млн барр./сутки.
Saudi Aramco сообщила, что отправила на экспорт сразу 15 танкеров, загруженных 18,8 млн барр. нефти, однако некоторые зафрахтованные суда покидают порты, не имея места назначения в связи с перенасыщенностью рынка.
Кто -то может объяснить, зачем саудитам увеличивать добычу нефти на падающем рынке?
Они уже так залили мир нефтью, что ее уже никто не покупает.
Россия пока не планирует наращивать добычу нефти.
Вернее, падение цен на нефть вынуждает нефтянку РФ сокращать добычу на нерентабельных скважинах, компенсируя этим анонсированный рост добычи на 200-300 барр/сутки.
На нефтяной отрасли в США срыв продления соглашения ОПЕК+ отразился печально.
Если с начала 2019 г. наблюдалась снижение роста добычи нефти, то по оценкам Управления энергетической информации Минэнерго США (EIA), с мая 2020 г. добыча нефти впервые за много лет начнет снижаться с невероятных 13,2 млн барр./сутки до 12,8 млн барр./сутки в декабре.
Стагнация сланцевой индустрии выражается в снижении расходов, буровой активности и выплат акционерам.
Уже есть банкроты.
ExxonMobil и Chevron тоже не рады.
Корнавирус и проблемы Венского соглашения - это не причины, а катализаторы стагнации.
Даже фрахтовый рынок нефтеналивных танкеров типоразмера VLCC обезумел из-за проблем с наличием мощностей для хранения нефти, фиксировалась отрицательная цена на нефть сорта Urals, то есть ниже себестоимости.
Но даже в этой ситуации США не хотят ограничивать добычу, ищут союзников на нефтяном рынке, ведя переговоры с ОПЕК в целом и с Саудовской Аравией в частности.
30 марта 2020 г. Д. Трамп даже позвонил В. Путину, но договориться не удалось.
Были вяло проведены консультации по линии министров энергетики.
Д. Трамп усилил словесные интервенции:
- 31 марта 2020 г. пообещал, что Россия, Саудовская Аравия и США будут совместно искать выход из сложной ситуации, сложившейся на мировом нефтяном рынке.
- 2 апреля 2020 г. написал «твит надежды», где повторил, что обсуждал с М. бен Салманом сокращение добычи нефти на 10-15 млн барр./сутки, а тот, в свою очередь, говорил об этом с В. Путиным.
Д. Песков сообщил, что в последнее время с М. бен Сальманом не было никаких консультаций на высшем уровне по нефти, и в ближайших планах их тоже нет.
А саудиты сломались после звонка Д. Трампа и призвали к срочной встрече ОПЕК+.
Впрочем, оптимизма нет.
Более 70% опрошенных читателей Neftegaz.RU считают, что конкретных результатов на видеоконференции не будет достигнуто.
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина