USD 89.8225

+0.12

EUR 99.7156

+0.52

Brent 71.78

+0.32

Природный газ 2.289

-0

4 мин
...

Нафтогаз в поисках себя. Компания подготовила бизнес-стратегию на период до 2025 г.

Стратегия выдержана в модном нынче ключе энергетической трансформации - переходе от статуса добывающей компании до национального оператора энергетических сервисов. Вопрос в том, достаточно ли у Нафтогаза возможностей для достижения этой цели

Нафтогаз в поисках себя. Компания подготовила бизнес-стратегию на период до 2025 г.

Киев, 20 фев - ИА Neftegaz.RU. Нафтогаз в очередной раз пересмотрел стратегию своего развития, представив бизнес-стратегию «От добывающей компании - до национального оператора энергетических сервисов», рассчитанную на период до 2025 г. и устанавливающую ориентир дальнейшего развития компании до 2030 г.
Презентация прошла в рамках Всеукраинского Форума «Украина 30» 18 февраля 2021 г.

Новая корпоративная стратегия Нафтогаза соответствует всем современным веяниям энергетической отрасли, учитывает энергетическую трансформацию и переход к низкоуглеродной энергетике, отражает приверженность компании глобальным целям устойчивого развития ООН и ее высокую социальную ответственность.
Вопрос в том, насколько Нафтогаз готов реализовывать эту бизнес-стратегию.

Три кита Нафтогаза

Стратегия Нафтогаза до 2025 г. предполагает, что развитие компании будет базироваться на 3 бизнес-платформах: «газовый бизнес», «поставка конечным потребителям» и «низкоуглеродный бизнес».
Представляя стратегию, глава Нафтогаза А. Коболев пояснил, что основой этого плана является фокусирование на потребностях клиентов, интенсивная разведка и разработка новых месторождений, активное содействие трансформации энергетических рынков, привлечение профессиональных партнеров, приобретения новых знаний и технологий, выход в новые бизнесы и повышение операционной эффективности.
За счет реализации этой стратегии Нафтогаз планирует повысить свою стоимость в 2 раза и подготовиться к выходу на IPO.

Газовый бизнес Нафтогаза, включая разведку, добычу, трейдинг и оптовые продажи, является основным источником доходов компании, но требует существенных инвестиций для преодоления падения добычи газа.
Вместе с тем, портфель других бизнесов Нафтогаза требует оптимизации, поэтому компания планирует сосредоточиться на развитие стратегических бизнес-платформ и уменьшит присутствие в других.
Перспективы газового бизнеса Нафтогаз связывает с новыми участками недр, полученными в 2020 г., которые увеличат ресурсную базу Нафтогаза в случае успешного проведения геологоразведочных работ (ГРР) в 5 раз, до 600 млрд м3.
Однако для их освоения, а также для поддержания добычи на действующих месторождениях, потребуются серьезные инвестиции.
Инвестпрограмма Нафтогаза на 2021-2025 гг. запланирована в объеме 7,3 млрд долл. США, включая инвестиции в сейсморазведку в объеме 400 млн долл. США, еще 14,1 млрд долл. США инвестиций запланировано в 2026-2030 гг.
Для финансирования этих проектов Нафтогаз планирует использовать модель долевого участия, когда компания самостоятельно ведет ГРР, а в случае успеха 1го этапа привлекает партнера для участия в финансировании разработки.
Это позволит Нафтогазу остановить уменьшение запасов и достичь коэффициента замещения на уровне 100% к 2025 г.

Бизнес-платформа «поставка конечным потребителям» позволит Нафтогазу стать полноценной вертикально интегрированной компанией (ВИНК), которая работает напрямую с конечными потребителями.
В августе 2020 г. на Украине был либерализован рынок газа, за это время Нафтогаз в качестве поставщика выбрали более 800 тыс. украинцев.
К 2025 г. Нафтогаз планирует расширить клиентскую базу до 4 млн потребителей и занять 35% на рынке поставок газа конечным потребителям.
Причем Нафтогаз нацелен не только на поставки газа, но и других энергетических услуг - тепла и электроэнергии.

В рамках развития направления «низкоуглеродный бизнес» Нафтогаз планирует добиться углеродной нейтральности к 2040 г.
Достичь этой цели компания планирует за счет активного инвестирования в снижение выбросов и развитие новых бизнесов, таких как производство водорода и биотоплива и улавливания, использования и хранения углерода.
Прибыль от низкоуглеродного направления Нафтогаз планирует начать получать до 2025 г., а в 2030 г. 25% энергетики компании будет производиться из возобновляемых источников.

Ожидания vs Реальность

Соответствие корпоративной стратегии Нафтогаза лучшим отраслевым стандартам на мировом уровне еще не означает ее реализации.
На данный момент Нафтогаз переживает очень сложный период, который наряду с общемировыми проблемами нефтегазовой отрасли из-за пандемии COVID-19 омрачен и внутриукраинскими экономическими и социальными проблемами.
Нафтогаз в конце 2019 г. лишился своего самого прибыльного актива - газотранспортной системы (ГТС), которая в рамках процедуры анбандлинга перешла к независимому оператору вместе с транзитными доходами.
Если не учитывать дочек Нафтогаза - Укргаздобычу, занимающуюся добычей газа, и Укртрансгаз, оператора подземных хранилищ газа (ПХГ), непосредственно головной компании остается очень скромная роль трейдера.
Компании не удалось компенсировать выпавшие доходы за счет добычи и продажи на розничном рынке, даже несмотря на повышение Нафтогазом цен на газ для населения после перехода Украины к свободному рынку газа.
Среди других проблем - истощение действующих месторождений, падение добычи газа, недостаточное финансирование инвестиций, сложности с привлечением иностранных партнеров, неудачная попытка реорганизации газового бизнеса, конфликт с властями, дошедший до обвинения А. Коболева в госизмене.

Складывается впечатление, что руководство Нафтогаза само не очень верит в реализацию озвученных планов и подстраховывается на случай ее срыва.
Представляя новую корпоративную стратегию, Нафтогаз изначально обозначил перечень условий, который необходим для ее успешной реализации.
Среди них:
  • отсутствие политического вмешательства в работу Нафтогаза,
  • своевременная выдача лицензий,
  • продолжение реформы управления объектами госсобственности,
  • своевременное утверждение финансовых планов,
  • предоставление компании возможности финансировать инвестиции в рост и повышение эффективности путем сохранения существующего уровня платы за пользование недрами для традиционных залежей,
  • предсказуемой и ориентированной на развитие дивидендной политики,
  • решения вопросов расчетов за поставленный газ в сегменте теплоснабжения.

Часть из этих претензий обоснована.
В частности, проблемы с получением новых спецразрешений на пользование недрами стало одной из причин сокращения ресурсной базы Нафтогаза, сокращения добычи газа в 2020 г. и провала программы 20/20 Укргазодобычи.
У самого Нафтогаза со стратегиями тоже не складывается.
Это уже третья попытка Нафтогаза определить стратегию развития компании.
В 2014 г. стратегические цели Нафтогаза не были утверждены Кабмином Украины, а в 2017 г. одобрения не получила стратегия Нафтогаза «Доступна энергия для Украины».
В этот раз тоже нет гарантий на одобрение стратегии Нафтогаза, учитывая ее откровенную фантастичность.
На уровне набсовета Нафтогаза стратегия уже согласована, а вот в кабмин документ планируется представить в ближайшее время.
Получит ли она одобрение - большой вопрос, учитывая разгоревшийся конфликт А. Коболева и врио министра энергетики Украины Ю. Витренко.

Автор: Е. Алифирова


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram