USD 68.9573

+0.2

EUR 74.9564

+0.26

BRENT 86.18

-0.26

AИ-95

0

AИ-98

0

ДТ

0

14 мин
...

Развитие судостроения, строительство ледоколов, долги ОСК, простои Совкомфлота обсудили на совещании с В. Путиным

На 63 судостроительных предприятиях в разных стадиях строительства находятся около 300 судов и морской техники.

Развитие судостроения, строительство ледоколов, долги ОСК, простои Совкомфлота обсудили на совещании с В. Путиным

Москва, 19 авг - ИА Neftegaz.RU. Президент РФ В. Путин провел совещание по судостроительной отрасли, на котором обсудили с какими вызовами сталкиваются российские верфи, производители и заказчики судов, и какие стратегические задачи стоят перед отраслью.

В. Путин отметил, что в последнее время у российских судостроительных компаний возникли трудности с поставками иностранного оборудования и комплектующих для гражданских судов.
Среди причин, он выделил: невыполнение зарубежными партнерами своих обязательств, ввиду политических, конъюнктурных, сиюминутных соображений.
Тезисы главы государства:
  • Замещение иностранной техники и комплектующих в производстве рыболовных и других гражданских судов может повлиять на параметры уже запущенных проектов.
  • Имею в виду сроки и затраты на перепроектирование, что крайне важно для заказчиков судов, для бизнеса.
  • Коллеги с мест уже докладывают о переносах заявленных сроков постройки судов и изменении ряда других показателей.
  • Нужно сделать все, чтобы обеспечить выполнение производственных программ, свести к минимуму влияние – ясно, что все свести к нулю невозможно, но к минимуму нужно свести влияние текущих негативных факторов, а также избежать их повторения в будущем.
  • Ситуация в мире, поведение наших западных партнеров вновь показали, что мы должны более активно развивать собственные компетенции в области судостроения.
  • Все импортозаместить невозможно, да и не нужно этого делать, но добиваться технологического суверенитета по критическим позициям судового оборудования, по самым значимым производственным процессам и технологиям нужно.
  • Нужно делать так, чтобы как можно больше операций по оснащению, дооборудованию, ремонту судов проводилось именно в нашей стране.
  • У России есть все необходимое для уверенного, долгосрочного развития судостроения, включая колоссальный опыт и наработки в этой сфере, ресурсную и промышленную базу, огромный потенциал научной и конструкторской школ.
  • Нужно дать ход инициативам российских судостроителей, их отечественных поставщиков и заказчиков, поддержать модернизацию наших верфей и предусмотреть удобные финансовые механизмы, чтобы внутри России появились новые заказы на качественные современные суда, в тч суда ледового класса для наращивания возможностей Северного морского пути (СМП) и других наших арктических проектов. Всё это необходимо для того, чтобы росла загрузка отечественных предприятий, создавались рабочие места в этой сложной, высокотехнологичной отрасли.
  • Что особенно важно, учитывая длительный цикл производства судов, – нужно задать долгосрочные ориентиры развития судостроения, заказы должны быть соответствующим образом выстроены.
  • Нужно верстать планы верфей, исходя из потребностей самих заказчиков: транспортных, рыбопромысловых, энергетических и других компаний.
  • Напомню, что именно их оценка является ключевым критерием работы всей отрасли.
  • Одно из главных, перспективных направлений отечественного судостроения – это строительство крупнотоннажных судов. Мы уже приняли решение финансировать часть затрат на такие проекты в том случае, когда они увязаны с локализацией производств, с созданием в России самых передовых технологий в этой сфере.

Гражданское судостроение

Вице-премьер, глава Минпромторга Д. Мантуров доложил, что в последние годы гражданское судостроение восстанавливает свои позиции, которые были утрачены в постсоветский период, и осваивает новые виды техники.
Тезисы Д. Мантурова:
  • Мы начали строить круизные теплоходы ПКС-180, PV300, модернизированные суда на подводных крыльях Комета, Метеор, Валдай.
  • Эту линейку дополнили электрокатамараны, очень востребованы сегодня Ecocruiser, Ecobus.
  • Серийно выпускаем грузовые суда река–море.
  • И заходим в нишу крупнотоннажного грузового транспорта, строящегося на дальневосточном судостроительном комплексе Звезда: верфь уже сдала первые танкеры типа Афрамакс, строятся газовозы и продуктовозы для Севморпути.
  • В последнее время большое внимание уделяется рыбопромысловым судам. Здесь работаем совместно с Минсельхозом, с Росрыболовством, используя механизм «квоты под киль».
  • Сейчас на заводах в разной степени готовности находятся 70 судов для рыбодобывающей отрасли.
  • Активно строим ледокольный флот, который является одним из основных приоритетов.
  • Уже сданы два 60-мегаваттных ледокола. Еще один спустим в этом году и 2 – после 2024 г.
  • Росатом также подтверждает необходимость строительства до 2030 г. дополнительно 2 серийных атомных ледоколов, судна атомного технологического обслуживания и 4 ледоколов на органическом топливе.
  • В целом загрузка мощностей отрасли сейчас достаточно высокая.
  • На 63 судостроительных предприятиях в разных стадиях строительства находятся около 300 судов и морской техники.
  • Плюсом к этому в собранной Минпромторгом потребности государственных и частных заказчиков до 2035 г.еще находятся более 700 судов разных типов, но пока далеко не по всем имеются технические характеристики, а также финансовое обеспечение и, соответственно, наличие твердых заказов.
  • Правительством дано поручение заинтересованным ведомствам уточнить все параметры с учетом планируемых грузо- и пассажиропотоков. Это необходимо, в первую очередь чтобы четко рассчитывать стапельную загрузку.
  • Поскольку это длительный цикл постройки, происходит на нем также удорожание. Судостроители уже не раз сталкивались с такой проблемой, особенно когда заключали контракты с твердой ценой при отсутствии проекта. В результате, чтобы сдать судно, они вынуждены брать на себя убытки за превышение первоначальной стоимости.
  • В этой связи совместно с Минфином принято решение о проведении аудита накопленной задолженности. Начнем с предприятий ОСК, и по итогам будут сформированы предложения по возможному последующему их финансовому оздоровлению.
  • Чтобы в будущем исключить подобные ситуации, я дал поручение Объединенной судостроительной корпорации не заключать контракты без получения независимой технико-экономической экспертизы.
  • В дальнейшем предлагается закрепить этот принцип на законодательном уровне для всех предприятий отрасли как в отношении государственных заказов, так и проектов компаний с госучастием. Соответствующие поправки в Федеральный закон О промышленной политике внесены в Государственную Думу, прошли уже 1е чтение, и ожидаем их принятия в начале осенней сессии.
  • Для обеспечения серийности и технологической независимости нам нужно верифицированное судовое оборудование, особенно с учетом необходимости замены из-за отказа зарубежных партнеров выполнять свои обязательства. На этом обожглись уже многие судовладельцы, особенно рыбопромысловые компании, заказчики крупнотоннажных судов, которые предпочитали включать в проект импортные узлы, агрегаты даже при наличии отечественных аналогов на тот момент.
  • Теперь мы вынуждены перепроектировать многие суда, в тч которые строятся. Судостроители проводят сегодня ревизию остальных проектов на предмет необходимых изменений, уточнения затрат на их перепроектирование.
  • Это объективно сдвинет вправо сроки их сдачи. Но, чтобы заказчики не применяли к верфям штрафные санкции, мы предлагаем увеличить на 2 года время, отведенное под строительство, с уточнением окончательной стоимости, как это было сделано, например, в отношении капитальных объектов в строительном комплексе. Такого рода изменения в законодательстве мы подготовим.
  • Что касается новых проектов, потенциальным заказчикам будет предложен типовой набор судов разного назначения с максимальным использованием отечественного оборудования. Тем самым мы повысим серийность, снизим стоимость самих судов, ну и, главное, сдемпфируем риски срыва поставок.
  • Сейчас самым, наверное, независимым в технологическом плане является сегмент ледокольного флота, и мы будем стремиться к этому по всем другим направлениям.
  • Мы определили критические позиции в части узлов, агрегатов, которые необходимо в кратчайшие сроки разработать и запустить в серию, в тч с учетом потребности судостроительного комплекса Звезда по крупному тоннажу.
  • 7 млрд руб., выделенных по итогам совещания по развитию АПК в апреле, пойдут не только на рыбопромысловый комплекс по судовому оборудованию, это в целом по запросам всех основных направлений.
  • Минфин оперативно отработал поручение, еще 15 млрд на следующие 2 года уже включены в проект 3-летнего бюджета. Рассчитываем, что они будут утверждены.
  • Для реализации нескольких сотен новых проектов до 2030 г. необходимо также модернизировать и существенно расширить сами мощности предприятий.
  • В предыдущие годы средства на техническое перевооружение выделялись исключительно под военное кораблестроение. Сейчас судостроительные заводы оценивают объем капитальных затрат, вложений для выполнения гражданских заказов. С учетом того что рентабельность по ним нормативно ограничена, нам потребуются, возможно, бюджетные инвестиции, но нужно для этого до конца провести все обсчеты.
  • Также для масштабного обновления флота требуется серьезная государственная поддержка, и здесь ключевой мерой является льготный лизинг. Он сегодня работает эффективно, и, собственно, это основной двигатель тех заказов, которые есть.
  • Нами разработана программа, для реализации которой необходимо привлечение средств ФНБ с возвратом по ставке 1,5% годовых.
  • Мы предварительно с Минфином согласовали этот подход. Сейчас Государственная транспортная лизинговая компания уточняет до конца объем необходимого финансирования по предварительно подготовленной программе. Только по такой схеме мы сможем решать задачи транспортной связанности и развития водного туризма внутри нашей страны, освоения новых международных маршрутов и транспортного коридора Севморпути.
  • Помимо строительства новых судов необходимо параллельно решать вопросы ремонта и обслуживания техники. Совместно с Минфином мы нашли решение по обнулению НДС по судоремонту, но при условии, что мы с предприятиями будем заключать инвестиционные соглашения на условиях вкладывать получаемую прибыль в модернизацию и, по сути, создание новой отрасли. Сейчас готовим с коллегами соответствующие поправки в Налоговый кодекс.
  • Для поддержки верфей дальневосточного региона на следующие 2 года необходимо порядка 6 млрд руб. на возмещение части затрат по строительству краболовов. Предполагается, что источником по данной субсидии будут средства от крабовых аукционов.

Задолженность ОСК и перспективы Балтийского завода

В. Путин поднял вопрос о накопленной задолженности ОСК, президент поинтересовался она откуда возникла-то.
Д.Мантуров пояснил, что всем верфям хочется быстрее запустить строительство, не получая качественной экспертизы и твердой цены по контракту, и в итоге все это увеличивается ввиду отсутствия на этапе подписания контрактов технологического аудита и самого проекта.
Минпромторг совместно с Минфином до конца ноября – максимум начала декабря проведет детальный анализ и даст структурные предложения по дальнейшему принятию решения по данному вопросу.

Гендиректор Росатома А. Лихачев добавил, что эксперты, которых привлекали, и специалисты компании приходят к выводу о необходимости строительства новой верфи крупнотоннажного судостроения, в тч с историческими ограничениями Балтийского завода.
Тезисы А. Лихачева:
  • Наиболее оправданным, на наш взгляд, представляется вариант совместного проекта Росатома и ОСК в лице в первую очередь Балтийского завода.
  • Именно такой проект разработал Центр технологии судостроения и судоремонта – государственный научный центр по судостроению.
  • Это крупнотоннажная верфь с обработкой на максимуме до 300 тыс. т металла, разделенный на несколько этапов проект.
    • На первом этапе – модель распределенной верфи и крупноузловой сборки, специализирующейся на судах с ядерной энергетической установкой, судах ледового класса и плавучих атомных энергоблоках.
  • Строительство возможно в 3 этапа. Амбициозная цель – первый этап крупноузловой сборки завершить за 38 месяцев.
  • Мы понимаем примерно финансовую потребность. Первый этап – конечно же, здесь необходимы элементы частно-государственного партнерства.
  • Мы отрабатывали такие схемы с Минфином на других направлениях. Надеемся, что дальнейшая проработка проекта позволит 2й и 3й этап максимально провести только за счет собственных и заемных средств, естественно, с льготными и комфортными компонентами и условиями этого финансирования, за счёт консолидации нашего заказа.
  • Можно будет здесь сконсолидировать заказ, и не только идущий по линии госкорпорации Росатом.
  • Важно подчеркнуть, что наша главная цель – кооперация с существующими судостроительными мощностями и максимальная синергия в использовании ресурсов, в первую очередь с Балтийским заводом, с предприятиями ОСК.
  • И в этом смысле, конечно же, нужно развивать и действующую площадку Балтзавода, в первую очередь с точки зрения создания цеха изготовления крупных блоков и секций.
  • Будем продолжать кооперацию и с ССК Звезда. Там развивается линейка мощнейших ледоколов Лидер от головного до серийного.
  • Также коллеги сейчас прорабатывают запуск отечественной линейки дизельных ледоколов мощностью 40 МВт в интересах Норникеля и Роснефти.
  • Мы проанализировали различные варианты физического размещения новой производственной площадки вместе с экспертами, со специалистами, была создана специальная рабочая группа вместе с ЦТСС. 13 площадок было рассмотрено. Наиболее перспективным по соотношению глубин, коммуникаций, ресурсов, в первую очередь кадровых, представляется остров Котлин – остров рядом с Кронштадтом, на котором Кронштадт расположен. Этот вопрос проработан как с местными муниципальными властями, так и с руководством Санкт-Петербурга.
  • Если Вы посчитаете возможным продолжить изучение данного вопроса до декабря совместно с Минпромторгом, с ОСК, с Минфином проработать все вопросы производственной, технологической кооперации, проработать вопросы финансовой модели и сценарии финансирования данного проекта и, конечно же, консолидации заказа как госкорпорации по линии всех наших активностей, всех наших партнёров на СМП, в международном пространстве, так и возможного дополнительного размещения в 2030-х годах заказов, которые возможны по линии Министерства транспорта или по линии Минсельхоза.

Тезисы председателя правления, генерального директора ОСК А.Рахманова:
  • Мы этот проект рассматривали с разных сторон. По сути своей это реинкарнация планов моих предшественников образца 2010 г. Мы этот проект, можно сказать, зачехлили только по той причине, что у нас не было понимаемого структурного спроса на крупнотоннажный флот.
  • Сейчас в ситуации, которую мы видим перед собой, этот проект может, во-первых, быть полезен в связи с тем, что Балтзавод, по сути, заперт градостроительными решениями: там вокруг завода строится очень много жилья. И конечно, рассчитывать на то, что на Васильевском острове появится огромный эллинг, наверное, для города, даже при его индустриальной ориентации, достаточно сложно.
  • При этом мы понимаем, что как раз эта кооперационная схема позволит сконцентрировать Балтзавод на производстве блоков и секций насыщенных, а для начала на первом этапе вести, соответственно, в Кронштадте достройку.
  • Мы для этого еще и применим наши возможности Кронштадтского морского завода – там есть док Велещинского, в котором мы успешно отремонтировали 1й ледокол - Арктика.
  • Это все говорит о том, что технологические решения и подходы понятны. А потом, если судьба, соответственно, так решит, может быть, к 2040 г. посмотрим и с Вашего одобрения попробуем рассмотреть возможность перебазирования Балтзавода уже целиком на эту площадку, чтобы не потерять кадры.
  • На сегодняшний день речь идет о том, чтобы действительно на новых технологических принципах реализовать такие амбициозные проекты.
  • И проходные глубины канала, и подходные возможности с точки зрения формирования сухого дока, накрытого эллингом, при условии получения разрешений, потому что в Кронштадте, Вы сами знаете, выше собора не принято было строить ни промышленные, ни гражданские здания. Поэтому здесь, соответственно, будем ориентироваться как раз на такой набор технологических возможностей.
  • Крупные суда, уже которые будут 250 м и выше и шириной около 40 м, они, к сожалению, у нас на Северной верфи помещаются не очень удобно. Просто затраты выше, чем на площадке, специально для этого приспособленной.
  • Мы на этапе формирования и строительства заказа, не имея проекта, не можем мотивированно заявить о том, какая будет цена. Поскольку мы стараемся быть клиентоориентированными, в этом смысле слишком сильно пошли в сторону заказчиков, для того чтобы строить, сдавать суда, а после этого разбираться с деньгами.
Глава государства отметил, что нужно работать с заказчиком, обеспечить его интересы, но это не значит, что нужно начинать стройку, заканчивать, а потом с финансами разбираться, подгоняя одно под другое.
Он подчеркнул, что вопрос в том, чтобы своевременно, грамотно, в короткие сроки отработать все формальные вопросы, связанные с заключением контракта.

Недозагруженность флота Совкомфлота

В.Путин поинтересовался как теперь обстоят дела с судами и их использованием российскими компаниями.

Тезисы председателя совета директоров Совкомфлота С.Франка:
  • В момент мартовский и апрельский, когда водопад различных санкционных ограничений сложился, была такая тревожная обстановка, но в настоящий момент выполнение данных Вами поручений привело к тому, что работа ритмично налажена, весь флот в работе.
  • Цель, которую перед собой ставили те, кто вводил эти санкции, – они не первый раз этим инструментом пользуются, и против других стран раньше пользовались, – задача, безусловно, была парализовать производство, остановить нормальные процессы и сформировать монополию западного фрахта, и прежде всего недружественных стран, но это у них не получилось.
  • В настоящий момент флот весь в работе, и это оказало стабилизирующее воздействие на фрахтовый рынок.
  • В настоящий момент против апрельского, мартовского фрахта при доминировании греческого тоннажа – совершенно другая картина, и эффективность, в тч внешней торговли, возросла.

Танкерный флот

Значительную часть флота танкеров-газовозов фрахтует компания НОВАТЭК для перевозки СПГ со своих проектов.
Глава НОВАТЭКа Л.Михельсон подчеркнул, что надо решать вопрос 2025–2026 гг.
Тезисы Л. Михельсона:
  • Что очень важно, у нас в стратегии вот этот 21 млн т мощностей 3 строящихся технологических линий по производству сжиженного природного газа в рамках проекта Арктик СПГ-2: 80% – это страны АТР, а 20% – это на Запад.
  • И чем меньше танкеров, тем больше пойдет на Запад.
  • Это совершенно неправильно и несет дополнительные риски.
  • И поэтому нам надо именно так: 1 млн т СПГ – 1 танкер.
  • Мы должны выходить и завоевывать рынок там.
  • Кстати, вот этот 21 млн т даст России еще 5% мирового рынка СПГ.

В. Путин подчеркнул, что многое делается, чтобы проект ССК Звезда состоялся, в тч это касается и пакета заказов.
Он заявил, что Правительство должно помочь ССК Звезде, чтобы по максимуму выполнить ожидания заказчика, потому что, если НОВАТЭК выполнит свои планы создания новой площадки по производству СПГ, – продукты надо возить.
Глава государства вице-президента по локализации, инновациям и энергетике Роснефти А.Шишкина предпринять усилия для того, чтобы проекты были реализованы.

Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram
Новости СМИ2




Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»