Как сообщает Argus со ссылкой на железнодорожных экспедиторов, сырье ушло со станции Зуй в Иркутской области.
По данным Ъ:
- Такая схема поставок согласована с Транснефтью и нефть поставлялась из ее трубопроводной системы.
- До морского терминала партия дошла 3 октября.
- За последние 2 месяца часть жд-мощностей вернулась к работе, в частности станция Грузовая, обслуживающая порт Козьмино.
- Это связано с тем, что трубопроводных мощностей не хватает.
- Наблюдается нехватка цистерн для перевозки нефти, поскольку этот сегмент рынка серьезно сокращался в последние годы.
Проектная пропускная способность ВСТО-1 от города Тайшета в Иркутской области составляет 80 млн т/год, из которых 30 млн т уходит по трубе в Китай по ответвлению из Сковородино, еще около 11 млн т/год поставляется на Комсомольский и Хабаровский НПЗ, а оставшаяся нефть идет по ВСТО-2 на экспорт через Козьмино (до 40 млн т/год).
Транспортировка нефти по трубе значительно дешевле, чем по железной дороге, поэтому с 2016 г. интерес к перевозке нефти в цистернах на восток угас.
Например, Роснефти в 2016 г. необходимо было поставить дополнительные 5 млн т нефти в Китай, и в качестве одного из вариантов рассматривалась отгрузка сырья со станции Мегет по железной дороге через Монголию.
Но такой маршрут был признан слишком дорогим.
В итоге железнодорожные станции на маршруте ВСТО, через которые ранее шли до 15 млн т/год нефти, стали не востребованы и были частично законсервированы.
В сентябре 2022 г. президент Транснефти Н. Токарев отмечал, что с учетом роста поставок в Азию система ВСТО работает на максимальной мощности.
В августе экспорт трубопроводной нефти из порта Козьмино достиг рекордных 887 тыс. барр./сутки (3,71 млн т).
Летом компания увеличила пропускную способность ВСТО-2 Козьмино с помощью специальных противотурбулентных присадок.
По оценкам правительства РФ, это позволит прокачивать дополнительно 7 млн т/год, но источники Ъ называют такие оценки излишне оптимистичными.
С ростом стоимости фрахта танкеров и страхования грузов для некоторых объемов, которые и так планируется экспортировать в Китай, перевозка по железной дороге может стать более выгодной, чем вариант с отгрузкой в танкер на Балтике и последующим 40-дневным вояжем вокруг Евразии.
Потенциальный объем поставок нефти в Козьмино по железной дороге эксперты Argus оценивают в 7 млн т/год.
В реальности достижению такого уровня отгрузок будут препятствовать отсутствие скидок от РЖД, а также высокая загруженность Восточного полигона.
Массовый приход нефтяных грузов на Восточный полигон может дополнительно осложнить положение российских угольщиков, для которых этот маршрут является сейчас основным способом вывоза на экспорт.
Дело в том, что нефть по прейскуранту относится к грузам 2го класса, то есть ее перевозка оплачивается выше, чем перевозка угля (1й класс грузов).
Прежде для вывоза угля из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы в восточном направлении действовала специальная квота, но сейчас действие правил недискриминационного доступа к железной дороге на восточном направлении приостановлено, и фактически этот маршрут теперь в первую очередь становится доступен наиболее маржинальным грузам, к которым уголь не относится.
В 2021 г. на фоне бурного роста угледобычи в Якутии, заметно превышающего предусмотренные в планах развития БАМа и Транссиба объемы, В. Путин также поручил представить предложения о расширении восточного участка магистрали с целью вывоза якутского угля и не исключил возможности выделения на это средств ФНБ.
Из-за нехватки жд-мощностей Эльгауголь строит частную железнодорожную ветку для вывоза угля со своего месторождения.