КазТрансОйл начал перекачку российской нефти в направлении Узбекистана.
Об этом пресс-служба КазТрансОйла сообщила 20 ноября 2017 г.
1я партия российской нефти, предназначенная для дальнейшего транзита по территории Казахстана в направлении Узбекистана, была принята в систему магистральных нефтепроводов (МНП) КазТрансОйла 16 ноября 2017 г на приемо-сдаточном пункте границы РФ и Казахстана.
В соответствии с рамочным соглашением от 16 сентября 2017 г между правительствами Казахстана и Узбекистана, поставки российской нефти ведутся по системе МНП КазТрансОйла по маршруту Омск - Павлодар - Шымкент - нефтеналивная эстакада Шагыр.
На эстакаде Шагыр нефть будет наливаться в железнодорожные цистерны и далее транспортироваться по железной дороге до Узбекистана.
По состоянию на 20 ноября 2017 г в систему МНП КазТрансОйла принято 20,95 тыс т нефти, отгружено с нефтеналивной эстакады Шагыр в ж/д цистерны 13,3 тыс т российской нефти.
Согласно графикам поставок нефти, в ноябре 2017 г объем транзита российской нефти в Узбекистан через Казахстан составит 30 тыс т.
До конца 2017 г по данному маршруту планируется транспортировать до 80 тыс т сырья.
В 2018-2020 гг Узбекнефтегаз планирует импортировать из России до 1 млн т/год нефти.
Однако, по оценкам Транснефти, технические возможности позволяют поставлять в направлении Узбекистана не более 0,5 млн т/год нефти.
Узбекистану очень нужна российская нефть для загрузки нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые испытывают дефицит сырья.
В апреле 2017 г во время визита президента Узбекистана Ш. Мирзиеева в г Москву был подписан 2-сторонний меморандум о поставке в Узбекистан 500 тыс т российской нефти.
Для импорта нефти обеспечен самый льготный режим.
Ш. Мирзиеев поручил Минфину страны выделить местным НПЗ бюджетные ссуды в размере 2 трлн сумов (около 250 млн долл США) для импорта нефти и нефтепродуктов.
При этом импортируемое углеводородное сырье Узбекистан освобождено от уплаты таможенных платежей до 1 января 2020 г.
А сами НПЗ освобождаются от уплаты налога на прибыль, но с условием, что высвобожденные средства будут направлены на модернизацию и увеличение производственных мощностей.
В настоящее время в Узбекистане действуют 3 НПЗ - Ферганский, Алтыарыкский и Бухарский.
Ферганский и Алтыарыкский НПЗ - топливно-масляного направления, имеют мощность переработки, соответственно, 5,5 млн т/год и 3,2 млн т/год нефти.
На Бухарском НПЗ выпускаются высококачественные виды бензина, авиакеросина, и дизельного топлива.
Проектная мощность переработки - 2,5 т/год газового конденсата.
Из-за дефицита сырья НПЗ страны работают не на полную мощность, частично на импортном сырье и по толлингу.
В апреле 2017 г Узбекистан начал строительство нового НПЗ в Джизакской области.
Проектная мощность нового завода составляет 5 млн т/год нефти
НПЗ будет выпускать 3,7 млн т/год моторного топлива, более 700 тыс т/год авиационного топлива и 300 тыс т/год сопутствующих нефтепродуктов.
Стоимость проекта составляет 2,2 млрд долл США.
Строительство завода планируется завершить в 2022 г.
Для обеспечения сырьем нового НПЗ Узбекистан намерен построить нефтепровод из Джизакской области до Казахстана.
Протяженность нефтепровода, который будет соединен с МНП Омск - Павлодар - Чимкент, составит 95 км.
Казахстан также не остается в накладе - транзит российской нефти в направлении Узбекистана повышает привлекательность Казахстана как транзитера нефти.
Технически Казахстан давно был готов к транспортировке дополнительных объемов нефти в направлении Узбекистана.