Счетная палата РФ намерена привлечь РусГидро к ответу за срыв сроков ввода в эксплуатацию генерирующих объектов на Дальнем Востоке.
26 апреля 2017 г в Счетной палате прошло заседание коллеги под председательством Т. Голиковой, на котором были озвучены промежуточные результаты по проверке использования бюджетных средств в 2016 г.
В частности, проверки проводились на объектах, строительством которых занимается РусГидро: Якутская ГРЭС-2, ТЭЦ в г Советская Гавань, Сахалинская ГРЭС-2, Благовещенская ТЭЦ.
В ходе проверки было установлено, что по состоянию на 31 декабря 2016 г из 50 млрд руб бюджетных инвестиций, предоставленных РусГидро на строительство приоритетных проектов ТЭК Восточной Сибири и Дальнего востока, направлено 40,9 млрд руб, а 9,1 млрд руб размещено на депозитах.
На реализацию проектов электроэнергетики также привлечены доходы от размещения бюджетных инвестиций в депозиты и средства от возмещения из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость.
Таким образом, строительство объектов осуществлялось только за счет бюджетных средств.
Проверка показала, что обязательства, принятые РусГидро в рамках договора о предоставлении бюджетных инвестиций, в части сроков ввода в эксплуатацию объектов энергетики не выполняются.
Несмотря на то, что дополнительными соглашениями к договору первоначально установленные сроки были сдвинуты на 1 год, новые сроки также не соблюдаются.
Например, ввод в эксплуатацию Якутской ГРЭС-2 был перенесен с 2015 на 2016 г, однако и новый срок был сорван.
До настоящего времени Якутская ГЭРС-2 так и не введена в строй.
Из-за того, что ГРЭС не была введена в срок в обозначенное время, заказчик строительства терпит новые траты - оплата услуг по консервации 4х газотурбинных установок, а также на страховую защиту от строительных рисков в общем объеме 33,9 млн руб.
Как отметили аудиторы, РусГидро назвала причины срыва сроком - на момент подписания договора о предоставлении бюджетных инвестиций отсутствовала проектно-сметная документация, а также не были решены вопросы по отводу земельных участков.
Что касается строительства 2й очереди Благовещенской ТЭЦ, то станция была введена в эксплуатацию в 2016 г.
Однако в день проверки, 22 февраля 2017 г, акт фактического завершения строительства не был подписан.
В ходе проверки установлено, что, несмотря на систематическое несоблюдение генподрядчиками сроков выполнения работ, заказчики-застройщики претензионную работу должным образом не организовали.
Например, в АО «Благовещенская ТЭЦ» положение о претензионно-исковой работе было утверждено только через 1,5 года после создания Общества, а АО «Якутская ГРЭС-2» указанное положение на день проверки вообще не было разработано.
Из выставленных Благовещенской ТЭЦ в 2016 г 29 претензий в адрес генподрядчика удовлетворена только 1 претензия, касающаяся общего нарушения охраны труда.
В связи с несоблюдением сроков строительства Благовещенской ТЭЦ фактический объем затрат на содержание заказчика-застройщика по сравнению с соответствующими затратами в составе сводного сметного расчета превышен на 21,6 млн рублей.
В ходе проверки также установлены нарушения и недостатки выполнения условий договоров генерального подряда на строительство объектов электроэнергетики, в части приемки оборудования не соответствующего установленным характеристикам, увеличения стоимости поставленного оборудования в связи с заменой производителя, нарушения сроков перечисления авансов и выполнения работ, отсутствия банковских гарантий.
При анализе проектно-сметной документации на строительство Якутской ГРЭС-2, установлено завышение сметной стоимости на 69,6 млн руб.
Кроме того, проверка показала неготовность регионов к приему мощностей от строящихся объектов электроэнергетики.
Так, в результате ввода в 2016 г в эксплуатацию второй очереди Благовещенской ТЭЦ ее тепловая мощность была увеличена на 188 Гкал/час.
При этом планом мероприятий, разработанным правительством Амурской области предусмотрен прирост потребления тепловой энергии в период до 2020 г только на 29 Гкал/час.
Проверкой также установлено невыполнение РусГидро отдельных требований директив правительства РФ.
Счетная палата предложила правительству РФ поручить Минэнерго России обеспечить контроль за перечислением в доход федерального бюджета пени за неисполнение РусГидро обязательств по вводу в эксплуатацию приоритетных объектов строительства в соответствии с договором о предоставлении бюджетных инвестиций.
Напомним, что РусГидро получила из федерального бюджета 50 млрд руб на 4 проекта по строительству новых энергообъектов на Дальнем Востоке.
Ранее планировалось, что Якутская ГРЭС-2 будет запущена в 2017 г, Сахалинская ГРЭС-2 и ТЭЦ в Советской Гавани - в 2018 г.
Однако ввод станций неоднократно переносился.
Так, отставание по строительству Якутской ГРЭС-2 были обусловлены проблемами, возникшими у генподрядчика проекта ТЭК Мосэнерго, были сложности и с поставкой оборудования из-за рубежа.
В Счетной палате РФ пришли к выводу, что затягивание сроков сдачи объекта ведет к его удорожанию.
В середине ноября 2016 г на совете директоров РусГидро приняло решение забрать акции дальневосточных проектов, в числе которых и Якутская ГРЭС-2.
Ранее проект реализовывался совместно с РАО ЭС Востока.