19 июня 2015 г в кулуарах ПМЭФ-2015 состоялась рабочая встреча А.Миллера и главы Total П.Пуянне.
Стороны обсудили ключевые вопросы текущего и будущего 2-стороннего сотрудничества.
Газпром и Total выразили готовность к совместной работе в представляющих взаимный интерес областях, причем как на территории России, так и за рубежом, включая участие в крупномасштабных проектах Total.
А.Миллер отметил, что, учитывая положительный опыт сотрудничества с компанией Total в рамках 1й фазы Штокманского проекта, Газпром при возобновлении работы на данном технологически сложном проекте пригласит Total участвовать в нем первой.
Это не шутка.
Газпром реально возвращается к идее освоения Штокманского нефтегазоконденсатного месторождения (ГКМ).
Причем к первоначальной схеме его освоения.
Сначала предполагалось построить подводный магистральный газопровод (МГП) до г Видяево, откуда по МГП Видяево - Волхов доставить газ до ГТС России.
Позже сильно предполагалось наладить схему доставки СПГ со Штокмана в США и Европу, но после сланцевой революции эта идея не выдержала конкуренции.
С учетом того, что Газпром намерен нарастить пропускную мощность МГП Северный поток, построив еще 2 нитки, то возвращение Штокмана в область реальных проектов не кажется фантазией.
А.Миллер, конечно, преисполнен официоза, поскольку известно, в начале июня 2015 г Total не увидела актуальности в Штокмановском проекте, который разрабатывала в партнерстве с Газпромом.
В приоритете у Total - Ямал СПГ, заявил глава французской компании П.Пуянне на пресс-конференции в г Париже.
При всем при этом Total списала 350 млн долл США инвестиций в проект разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения (ГКМ) в 2013 г.
Газпром, Total и Statoil в феврале 2008 г подписали соглашение о создании Shtokman Development.
Доли участия распределились так: Газпром - 51%, Total - 25%, Statoil - 24%.
Некоторые эксперты предполагают, что даже при благоприятном развитии, существуют риски нереализации проекта в связи с высокой капиталоемкостью и сложностью освоения Штокмановского ГКМ.
Риски, конечно, есть, но еще хуже, когда клиент есть, а газа - нет.