Украина планирует к 1 января 2015 г создать 2 совместных предприятия - операторов ГТС и ПХГ в рамках реформы газового рынка.
Согласно планам реформы доля участия 49% в СП будет принадлежать международному партнеру и 51% - ПАТ Укртрансгаз.
Особо отмечается, что выбор международных партнеров подвергнется жесткому контролю - Газпром не пройдет.
Это не совсем логично с точки зрения бизнеса, потому что Газпром является поставщиком газа для ЕС, который транзитом идет по ГТС Украины.
Но это вполне в духе новых антироссийских властей Украины.
Ранее, глава Нафтогаза А.Коболев заявлял, что продажа газотранспортной системы (ГТС) Украины Газпрому неприемлема.
«Это неприемлемый вариант для прекращения конфликта» - сказал А.Коболев, имея в виду невозможность договориться с Газпромом о ценах и поставках газа.
Непонятны и будущие партнеры СП по ГТС Украины.
Европе это СП без российского газа не нужно.
Есть, правда, бравый Байден -сын, который уже участвует в украинской нефтегазовой компании Burisma Holdings, которая собирается разрабатывать Юзовское месторождение сланцевого газа.
Вероятная логика назначения Байдена - сына достаточно проста для нефтегазовых обывателей.
В случае успеха Burisma Holdings, Украина с Донбасса будет поставлять сланцевый газ в ЕС в объемах, сопоставимых с нынешним транзитом российского газа.
Для этого Украина подходит идеально, потому что никто не запретит здесь фрекинг (технология гидравлического разрыва пласта), несмотря на экологические последствия от этого.
Особенно , если это будет существенный источник поступлений в бюджет Украины.
Реализация этого проекта может позволит вдохнуть новую жизнь во всю газотранспортную жизнь Украины.
А если Украина и Грузия реализуют проект строительства СПГ- терминалов, то это еще более повысит эффективность украинской ГТС для доставки газа в ЕС.
В этом случае, становится понятной идея новых властей создать СП по ГТС без Газпрома.
Этот проект гораздо более вероятен, чем планы новых властей Украины начать продавать продукцию после гармонизации техрегламентов.
Именно с вице-президентом США Д.Байденом А.Яценюк встречался для обсуждения возможности совместной модернизации и эксплуатации своей ГТС.
Но, и здесь есть ложка дегтя.
Россия тоже понимает пагубные последствия начала эксплуатации Юзовского месторождения сланцевого газа для бизнеса Газпрома, крупнейшего источника средств для бюджета страны, и не допустит этого.
Глава Газпрома А.Миллер не раз заявлял ранее, что у компании нет никакого интереса к участию в ГТС Украины.
«Поезд ушел, и, похоже, уже вчера. Она никому не принадлежит, хозяина у ГТС нет. ГТС Украины не принадлежит Нафтогазу, а принадлежит украинскому правительству. Прежде чем с кем-либо что-то обсуждать по модернизации, по сотрудничеству, она ГТС должна появиться на балансе того или иного хозяйствующего субъекта. Сначала имущественно-правовые вопросы должны быть решены».
По мнению А.Миллера, необходимо сначала изменить с десяток украинских законов, чтобы что-то делать с ГТС.
А.Миллер считает стоимость ГТС Украины не очень большой, что существенно отличается от мнения новых Украинских властей.
Украина намерена реформировать газовую систему.
В частности привести газовую структуру рынка в соответствии с нормами 3-го энергопакета ЕС до января 2015 г.
Мощность ГТС Украины, которой управляет Укртрансгаз, на входе составляет 288 млрд м3, на выходе - 178,5 млрд м3, в том числе в страны Европы - 142,5 млрд м3, Молдавию - 3,5 млрд м3.