Об этом 30 августа 2024 г. в интервью порталу Новини Live заявил советник главы Офиса президента Украины М. Подоляк.
Транзитная сенсация
Тезисы от М. Подоляка:- это может быть любой другой транзитный газ, который будет идти из среднеазиатских стран, например [на вопрос о транзите газа европейским партнерам после истечения действующего транзитного контракта с Россией, который Украина не будет продлевать],
- более того, с 1 января 2025 г. прекращает работу нефтепровод Дружба, через который такие страны как Словакия, Чехия и Венгрия получали российскую нефть,
- была резолюция ЕС, что они должны найти возможности для диверсификации поставок нефти и прекратить транзит российской нефти через Украину,
- это также касается и газа,
- это транзитная миссия Украины - текущие контракты, которые заканчиваются 1 января 2025 г., Украина не могла в одностороннем порядке разорвать, несмотря на то, в каком состоянии мы находимся,
- но, безусловно, с 1 января 2025 г. это все закончится,
- если какая-либо страна Европы посчитает необходимым получать казахстанский или азербайджанский газ, Украина готова его транзитировать, если будет соответствующая логистика, юридическая основа и контрактность.
Заявления М. Подоляка стали сенсационными, поскольку ранее возможность прекращения транзита российской нефти по южной нитке магистрального нефтепровода (МНП) Дружба Украина озвучивает впервые.
По транзиту газа большинство тезисов уже озвучивалось, впервые называется лишь источник поставок - страны Центральной Азии.
Однако по большинству пунктов заявления М. Подоляка расходятся со сложившимися реалиями.
Украинский транзит по МНП Дружба
Южная нитка МНП Дружба начинается от линейной производственно-диспетчерской станции (ЛДПС) Унеча в Брянской области, идет через Мозырь (Белоруссия) в Броды (Украина) и далее в Венгрию и Словакию и через Словакию в Чехию.Поставки российской нефти по МНП Дружба были исключены из-под эмбарго ЕС на российскую нефть, принятого в рамках 6го пакета санкций.
В 11м пакете санкций ЕС были заблокированы поставки российской нефти по северной нитке МНП Дружба (через Белоруссию в Польшу и Германию), прием поставки казахстанской нефти под запрет не попали.
Для южной нитки МНП Дружба исключение из-под эмбарго ЕС на российскую нефть было сохранено.
Причем сроки действия исключения для стран, которые в силу своего географического положения не имеют достаточных по мощности альтернативных вариантов поставок, обозначены не были.
Исключение действует до тех пор, пока Совет ЕС не решит единогласно, что должен быть введен запрет, а подобного решения принято не было.
Что касается транзитного контракта на прокачку нефти по украинскому участку МНП Дружба, то он действует не до 1 января 2025 г., а до 1 января 2030 г.
Допсоглашение о продлении контракта на транзит нефти Транснефть и Укртранснафта, оператор украинского участка МНП Дружба подписали 3 декабря 2019 г.
Документ:
- продлил действие договора о предоставлении услуг по транспортировке нефти по территории Украины на 10 лет - с 1 января 2020 г. до 1 января 2030 г.,
- актуализовал ряд положений договора с учетом изменений на рынке услуг по транспортировке нефти в регионе,
- сохранил базовые принципы взаимодействия сторон, в т.ч. порядок оплаты услуг и механизм взаимодействия на уровне технических служб.
При этом вопрос транзита российской нефти по МНП Дружба в Венгрию, Словакию и Чехию остается напряженным.
В июне 2024 г. Украина расширила санкции, фактически запретив транспортировать нефть ЛУКОЙЛа по своей территории.
Полностью транзит российской нефти через Украину по МНП Дружба не остановился, но нефть ЛУКОЙЛа пришлось заместить нефтью других поставщиков, в частности, Татнефти.
Министр иностранных дел и внешней торговли Венгрии П. Сийярто заявил, что ситуацию удалось стабилизировать с помощью временных решений, но в долгосрочной перспективе без ЛУКОЙЛа невозможно обеспечить безопасность поставок нефти в Венгрию и Словакию.
При этом для Венгрии важно не заменить ЛУКОЙЛа другими поставщиками, а решить проблему в принципе, чтобы избежать аналогичных ситуаций с другими компаниями.
Решением проблемы может стать перенос точки сдачи нефти с границ Украины с Венгрией (в направлении Фенешлитке) и Словакией (в направлении Будковце) на белорусско-украинскую или российско-белорусскую границы.
В этом случае за транзит нефти ЛУКОЙЛа через территорию Украины будет отвечать венгерская MOL (владеет НПЗ в Венгрии и Словакии), что должно обезопасить поставки от блокировки, но может ухудшить экономику поставок, поскольку венгерской стороне придется нести дополнительные расходы в 1,5 долл. США/барр. за страховые риски от транзита.
Украинский газовый транзит
С транзитом российского газа по газотранспортной системе (ГТС) Украины ситуация не менее любопытная.Текущий транзитный контракт был заключен Газпромом, Оператором ГТС Украины (ОГТСУ) и Нафтогазом, выполняющим функцию агента Газпрома по бронированию мощностей ГТС Украины для Газпрома, в конце 2019 г. на 5 лет., до конца 2024 г.
По условиям контракта:
Газпром может прокачивать по ГТС Украины 40 млрд м3/год (109,6 млн м3/сутки) газа в 2021-2024 гг., в т.ч.:
- через газоизмерительную станцию (ГИС) Суджа (точка входа на Украину из России магистрального газопровода (МГП) Уренгой - Помары - Ужгород) - 77 млн м3/сутки,
- через ГИС Сохрановка (точка входа на Украину МГП Союз - 32,6 млн м3/сутки.
Отказ от продления транзитного контракта украинские официальные лица уже не раз озвучивали, в т.ч. и президент В. Зеленский.
Возможность остановки самого транзита озвучивалась лишь однажды - в октябре 2023 г. глава Нафтогаза А. Чернышов заявил, что без контракта не будет и самого транзита, но тему быстро замяли.
Отсутствие контракта не означает блокировку украинского транзита - по европейскому законодательству, которое имплементировано на Украине, дальнейший транзит возможен по аукционной схеме бронирования мощностей.
Подобный механизм уже использовался Газпромом, когда ему требовались допмощности украинской ГТС, однако после октября 2021 г. отказался от такой возможности.
При подписании контракта в 2019 г. Украина пыталась протолкнуть идею перехода на аукционную систему, что означало бы рост стоимости транзитных услуг, но тогда европейским удалось аппетиты Украины урезать.
Сейчас переход на аукционную схему неизбежен, причем Украина не возражает против переноса точки передачи российского газа европейским получателям со своей западной границы на восточную.
Это означает, что оплата транзита ляжет на плечи европейских покупателей, Словакия уже дала понять, что готова взять на себя эту роль.
В начале июля 2024 г. в вопросе украинского транзита наметился любопытный поворот.
В. Зеленский тогда сообщил, что Украина ведет переговоры об транзите природного газа из Азербайджана в ЕС, поскольку стремится сохранить свою роль транзитной страны и помочь западным соседям обеспечить энергетическую безопасность.
Позднее об этом же говорили А. Чернышов и глава Минэнерго Украины Г. Галущенко.
О том, как будут физически реализованы такие поставки (теоретически возможен лишь своп в небольшом объеме) и согласится ли Россия на транзит азербайджанского газа по своей ГТС для дальнейших поставок газа через Украину в Европу, не уточнялось.
Поставки газа из стран Центральной Азии в ЕС через Россию и Украину в принципе возможны, если бы не 2 но:
- Россия ранее выступала резко против использования своей ГТС для поставок в Европу газа других поставщиков,
- страны Центральной Азии, за исключением Туркменистана, уже в течение нескольких лет дефицитны по газу, так, Узбекистан в октябре 2022 г. начал покупать российский газ и на данный момент поставки идут на уровне зимних максимумов.