USD 94.87

0

EUR 104.7424

0

Brent 78.14

0

Природный газ 2.831

0

3 мин
...

Венгрия и Словакия нашли замену выбывшим из-за санкций Украины поставкам нефти ЛУКОЙЛа. Временную

Венгрия стремится решить проблему принципиально, чтобы избежать подобных блокировок в отношении поставок от других компаний.

Венгрия и Словакия нашли замену выбывшим из-за санкций Украины поставкам нефти ЛУКОЙЛа. Временную

Москва, 29 авг - ИА Neftegaz.RU. Российским нефтяным компаниям, в основном Татнефти, удалось заместить поставки ЛУКОЙЛа в Словакию и Венгрию по южной нитке магистрального нефтепровода (МНП) Дружба.
Об этом 28 августа 2024 г. сообщил Ъ со ссылкой на источники.

Татнефть заместила

Как сообщается в публикации, в июле 2024 г.:
  • Татнефть резко нарастила поставки на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в Словакии и Венгрии,
  • по южной нитке МНП Дружба компания поставила примерно по 330 тыс. т нефти в каждую страну,
  • на Татнефть пришлось:
    • около 77% российского экспорта нефти в Венгрию по сравнению с 34% в 1м полугодии 2024 г.,
    • порядка 92% российского экспорта в Словакию (53% в в 1м полугодии 2024 г.).
Ожидается, что в августе 2024 г. Татнефть останется ключевым поставщиком российской нефти в Словакию и Венгрию.
Поставки в Словакию также начала РуссНефть, на которую пришлись оставшиеся объемы.

Этого достаточно?

В результате Татнефть в июле 2024 г. стала единственным ключевым поставщиком нефти в Словакию и Венгрию после остановки Украиной транзита нефти ЛУКОЙЛа.
При этом заявки на прокачку были заметно выше.

Напомним, что венгерская MOL ведет работу по диверсификации источников поставок нефти, но поступающая по южной нитке МНП Дружба нефть остается основным источником сырья для 2 ее НПЗ в Венгрии и Словакии:
  • Дунайского НПЗ в Венгрии (мощность 8,1 млн т/год);
  • НПЗ Slovnaft в Словакии (мощность 5,5 млн т/год).
У ЛУКОЙЛа и MOL Nyrt до конца 2024 г. действует 5-летний контракт, предусматривающий поставку 4 млн т/год нефти.

По данным Ъ, Укртранснафта, оператор украинского участка МНП Дружба, не полностью удовлетворил заявки на прокачку от НПЗ в Венгрии и Словакии, поданные в июле 2024 г.:
  • Венгрия - заявка 530 тыс. т, согласовано 436 тыс. т или 82% от запрошенного,
  • Словакия - заявка 545 тыс. т, согласовано 356 тыс. т или 65% от запрошенного.
При этом в мае и июне в связи с проведением весеннего планово-предупредительного ремонта (ППР) НПЗ Slovnaft снижал импорт российской нефти до 130 тыс. и 69 тыс. т, но уже в июле заводу потребовались дополнительные объемы для восполнения выбывших объемов из-за ППР.
При этом предприятию предстоит еще и осенний ППР, намеченный на сентябрь-октябрь, на период которого необходимо сформировать дополнительные запасы.
Между тем, как поясняет В. Катона из Kpler, задача восстановить прежние объемы в хранилищах до сих пор не выполнена.
Словакия недополучила почти 200 тыс. т нефти, но помогло стечение обстоятельств - 21 августа 2024 г. на Литвиновском НПЗ в Чехии была обнаружена неразорвавшаяся авиабомба времен Второй мировой войны, в связи с чем Unipetrol, чешское подразделение польской Orlen, остановила завод, ориентировочно, до конца текущей недели.
В результате Словакии стали доступны невостребованные чешским НПЗ объемы нефти, поступающие по МНП Дружба.

Что теперь?

Поставки российской нефти по южной нитке МНП Дружба в Венгрию, Словакию и Чехию исключены из-под эмбарго ЕС на российскую нефть.
Однако в июне 2024 г. Украина расширила санкции, фактически запретив транспортировать нефть ЛУКОЙЛа по своей территории.
Полностью транзит российской нефти через Украину по МНП Дружба не остановился, но нефть ЛУКОЙЛа пришлось заместить нефтью других поставщиков.
Министр иностранных дел и внешней торговли Венгрии П. Сийярто пояснил, что ситуацию удалось стабилизировать с помощью временных решений, но в долгосрочной перспективе без ЛУКОЙЛа невозможно обеспечить безопасность поставок нефти в Венгрию и Словакию.

Над решением проблемы Венгрия активно работает, при этом, как обозначил П. Сийярто, для страны важно не заменить ЛУКОЙЛа другими поставщиками, а решить проблему в принципе, чтобы избежать аналогичных ситуаций с другими компаниями.
Решением проблемы может стать перенос точки сдачи нефти с границ Украины с Венгрией (в направлении Фенешлитке) и Словакией (в направлении Будковце) на белорусско-украинскую или российско-белорусскую границы.
В этом случае за транзит нефти ЛУКОЙЛа через территорию Украины будет отвечать MOL, что должно обезопасить поставки от блокировки, но может ухудшить экономику поставок, поскольку венгерской стороне придется нести дополнительные расходы в 1,5 долл. США/барр. за страховые риски от транзита.

Аналогичная схема может быть применена и в отношении транзита российского газа по газотранспортной системе (ГТС) Украины, контракт на который истекает в конце 2024 г.
Продлевать контракт Украина не планирует, но сам транзит Украина сохранить хочет, мотивируя это заботой об интересах европейских партнеров.
При этом Украина стремится перейти на аукционную систему бронирования мощностей своей ГТС, что позволит ей многократно повысить расценки на транзит, который будут оплачивать европейские покупатели российского газа.
Эту роль готова взять на себя Словакия, Украина же дала понять, что не возражает против переноса точки передачи российского газа европейским получателям с западной границы Украины на восточную.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram