Публикации по этому поводу 25 мая 2023 г. вышли в Financial Times (FT) и Reuters.
Китай ждет выгодного предложения...
В публикации FT на основании мнений некоторых экспертов, делается вывод о том, что Китай намеренно затягивает подписание обязывающих документов с Россией по МГП Сила Сибири-2 с целью получить более выгодные условия.Как подтверждение такого предположения приводится то, что председатель КНР Си Цзиньпин в ходе визита в Россию и встреч с президентом РФ В. Путиным 20-21 марта 2023 г. не упоминал проект Сила Сибири-2, также никаких результатов по данному проекту не принес и визит премьер-министра РФ М. Мишустина в Китай 23-24 мая 2023 г.
По мнению экспертов, эта сдержанность показывает, насколько слабой стала переговорная позиция России в условиях специальной военной операции на Украине (СВО) в отношениях со своим экономически более могущественным соседом.
В материале собраны мнения, в т.ч. бывшего директора Центра энергетики Московской школы управления Сколково Т. Митровой и экс-директора по стратегии Газпром нефти С. Вакуленко, спешно покинувших Россию непосредственно после начала СВО и сейчас спекулирующих на ситуации вокруг России.
Так, С. Вакуленко за последние месяцы выпустил несколько публикаций, в которых обвинял Россию в намеренном сокращении поставок газа в Европу после начала СВО под предлогом технических проблем (хотя спрос на газ в Европе начал падать еще в 1м полугодии 2021 г. в ответ на резкий рост цен), делал выводы о низкой коммерческой эффективности поставок газа по действующему МГП Сила Сибири-1 (условия контракта между Газпромом и CNPC являются коммерческой тайной, в ходе переговоров по контракту Газпром лишь сообщал, что ценовая формула привязана к индексу нефтяной корзины), а также о том, что контракт по МГП Сила Сибири-2 будет еще менее выгодным для России (контракт еще не подписан).
В ответ на одну из публикаций С. Вакуленко в апреле 2023 г. замминистра энергетики РФ П. Сорокин пояснял, почему говорить о зависимости России от Китая как от монопсониста некорректно.
Мнения экспертов FT:
- А. Бачульска, эксперт по политике в отношении Китая в Европейском совете по международным отношениям (ECFR): Пекин имеет историю затягивания переговоров, чтобы заключить более выгодную сделку - так же было, когда велись переговоры по Силе Сибири-1. Поскольку конфликт на Украине превратился в затяжную войну, Китай считает, что его переговорная позиция по отношению к Москве может только укрепиться. Не торопясь, Китай может добиться более низкой цены на газ по Силе Сибири-2.
- Т. Митрова, научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета: Во время Олимпийских игр в г. Пекин В. Путин и Си Цзиньпин подписали 25-летний контракт на Дальневосточный маршрут и определенно говорили о Силе Сибири-2. Но с тех пор, хотя Россия неоднократно подчеркивала свою готовность запустить Силу Сибири-2, Пекин демонстративно молчит. Во время визита в Россию в марте Си Цзиньпин обошел стороной Силу Сибири-2, в то время как В. Путин говорил об этом плане так, как будто это была заключенная сделка, заявив, что практически все параметры были согласованы.
- С. Вакуленко, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир (CEIP): Россия не может даже соответствовать цене, которую Китай платит за трубопроводный импорт от других поставщиков.
- Р. Смит, старший нефтегазовый аналитика BCS Global Markets: Проект Сила Сибири-2 принесет Газпрому примерно 12 млрд долл. США/год, из которых государство получит около 4,6 млрд долл. США в виде пошлин и налогов. Эта сумма, эквивалентная менее чем половине среднемесячных доходов России от энергетики в 2023 г., вряд ли будет иметь преобразующий характер.
При этом FT приводит и другие оценки, которые указывают на заинтересованность Китай в диверсификации источников поставок газа, в первую очередь по сухопутным маршрутам из России и Центральной Азии, которые были бы более безопасными, чем морские пути, используемые для поставок сжиженного природного газа (СПГ) в случае геополитической или военной напряженности с Западом:
- Г. Мольнар, газовый аналитик Международного энергетического агентства (МЭА): Стараясь не зависеть слишком сильно от какого-либо одного поставщика, Китай активно добивается заключения контрактов на поставку природного газа в больших объемах, чем ему на самом деле нужно. Китай полагается на Россию в отношении чуть более 5% своих поставок газа, вместе с планируемым увеличением поставок по существующим маршрутам из России, соглашение по Силе Сибири-2 увеличит эту долю примерно до 20% к началу 2030х гг.,
- Лин Боцян, глава Китайского института исследований энергетической политики Сямыньского университета: Транспортировка газа безопаснее через Россию наземным транспортом по сравнению с далеким Ближним Востоком.
- Виктор Гао, вице-президент Пекинского центра Китая и глобализации: никто не должен всерьез ожидать, что Китай прекратит доступ к российской нефти и газу. Огромная торговля энергоносителями между Россией и Китаем в конечном итоге приведет к перестройке поставок нефти и газа в мире и Запад не должен этому удивляться.
...и находит альтернативу
В своем материале Reuters также отмечает, что Китай может затянуть строительство МГП Сила Сибири-2, т.к. у него есть альтернативный вариант.По данным источников Reuters из числа высокопоставленного китайского чиновника, знакомого с глобальной стратегией CNPС, вместо проекта Сила Сибири-2, который продвигает Россия, Китай решил отдать приоритет 4й нитке (Line D) МГП ЦАК из Туркменистана.
При этом издание признает, что проект строительства Line D затягивался в течение 10 лет, по нему также идут сложные переговоры о ценах и имеются технические препятствия.
Сообщается, что Китай сейчас дал зеленый свет проекту, несмотря на то что туркменский газ обходится Китаю на 30% дороже российского.
Выступая на прошлой неделе на саммите лидеров Центральной Азии в г. Сиань Си Цзиньпин призвал стороны ускорить прокладку Line D.
CNPC недавно приступила к подготовке технико-экономическое обоснование (ТЭО) 200-километрового газопровода от границы Синьцзян-Уйгурского автономный район с Кыргызстаном до китайского г. Уця в качестве 1го пункта приема туркменского газа, который пойдет по новой нитке.
Это может означать, что строительство внутренней магистрали в Синьцзяне может начаться в 2024 г.
Причину приоритетного статуса туркменского проекта издание, со ссылкой на источник, связывает с тем, что Центральноазиатские трубопроводы считаются краеугольным камнем инвестиций в энергетическое и геополитическое пространство Китая, этот канал поставок имеет стратегическую ценность, превосходящую коммерческие аспекты.
Китай долгое время рассматривал Центральную Азию как рубеж для расширения торговли, обеспечения энергетической безопасности и поддержания стабильности в своем некогда неспокойном Синьцзян-Уйгурском автономный район.
При этом допускается возможность того, что Китай может в конечном итоге заключить обе сделки, чтобы удовлетворить свои огромные долгосрочные потребности в газе, но все-таки отдает предпочтение Туркменистану.
Не читайте советских газет
Официальный представитель Газпрома С. Куприянов опроверг РБК информацию FT о том, что Китай может затянуть переговоры о строительстве МГП Сила Сибири-2.В своем ответе С. Куприянов порекомендовал не читать советских газет, приложив фрагмент видео из фильма Собачье сердце.
Хотя в этом контексте речь следует вести о западных изданиях, тем более, что отсутствие интереса со стороны Китая к МГП Сила Сибири-2 в последние месяцы в зарубежной прессе всплывает достаточно часто.
В марте 2023 г. Bloomberg писал, что Си Цзиньпин не заинтересован в увеличении поставок российского природного газа.
Издание также обратило внимание на то, что в рамках визита в Россию председатель КНР не предлагал наращивания объемов закупок российского газа и не дал явного согласия или даже намека на прогресс по вопросам проекта МГП Сила Сибири-2.
Пресс-секретарь президента РФ. Д. Песков тогда назвал эту публикацию малоквалифицированным вбросом, тогда как реальность совсем другая - в день переговоров лидеров России и Китая поставки газа по МГП Сила Сибири-1 был поставлен очередной рекорд поставок, а все параметры строительства МГП Сила Сибири-2 на данный момент практически согласованы.
Впрочем, сообщения о том, что практически все готово к подписанию контракта по МГП Сила Сибири-2 звучат не в первый раз, однако и сам проект претерпел значительные изменения.
Сила Сибири-2 и 4я нитка ЦАК
Сила Сибири-2 представляет собой Западный маршрут поставок газа в Китай.Проект начал обсуждаться с 2006 г., причем изначально это должен был быть безтранзитный маршрут поставок газа из Западной Сибири в Китай, который проходил бы из республики Алтай в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая (МГП Алтай).
Мощность планируемого газопровода должна была составить 30 млрд м3/год.
Однако переговоры Газпрома и CNPС шли неспешно, а переговорный фон осложняли протесты экологов, озабоченных судьбой высокогорного плато Укок, через которое должен был пройти газопровод.
Параллельно идею транзита через свою территорию продвигала Монголия, что давало некоторые плюсы для России, в т.ч. в виде сокращения протяженности трассы и ее прохождение по более равнинным районам, чем МГП Алтай.
Также переговорным фактором стали планы Монголии по строительству ГЭС на р. Селенга, которые нервировали Россию из-за рисков для экосистемы о. Байкал, которые Монголия отложила.
В 2018 г. Западный маршрут поставок газа в Китай начал обсуждаться в новой конфигурации - МГП Сила Сибири-2 + МГП Союз Восток на территории Монголии.
При этом экспортная мощность МГП Сила Сибири-2 подросла до 50 млрд м3/год газа.
Протяженность трассы МГП Сила Сибири-2 составит порядка 2600 км, МГП Союз Восток - 962,9 км.
Российско-монгольскую границу МГП Сила Сибири-2 пересечет в районе г. Кяхта, а МГП Союз Восток пройдет из аймака Сэленге на юго-восток, до аймака Дорноговь, граничащего с автономным районом Восточная Монголия на севере Китая.
Такая конфигурация проекта позволит:
- России:
- соединить газотранспортную систему (ГТС) в европейской части с газотранспортными мощностями, созданными в рамках Восточной газовой программы (ВГП),
- газифицировать регионы Сибири и Дальнего востока, находящиеся вдоль трассы МГП Сила Сибири-2,
- Монголии - стать страной-транзитером газа с получением транзитных доходов и возможностью начать газификацию для создания альтернативы угольной генерации,
- Китаю - получить трубопроводный газ в одной из наиболее экономически развитых своих провинций, причем точка входа будет разделена с регионом поставок туркменского газа.
В середине марта 2023 г. глава Газпрома А. Миллер сообщал, что маршрут МГП Сила Сибири-2 практически определен.
Проектно-изыскательские работ по проекту строительства МГП Союз Восток выполняются в полном соответствии с утвержденными планами и находятся в завершающей стадии.
Туркменистан начал поставки газа в Китай в 2009 г.
Поставки осуществляются системе МГП Центральная Азия - Китай (Туркменистан - Китай), которая включает в себя 3 параллельных нитки (А, В и С), проходящих из Туркменистана транзитом через Узбекистан и Казахстан в Синьцзян-Уйгурского автономный район.
Общая пропускная мощность 3 ниток составляет 55 млрд м3/год, из них 35-40 млрд м3/год обеспечивает Туркменистан, однако столкнувшиеся с дефицитом газа Узбекистан и Казахстан свои экспортные обязательства выполняют не в полной мере, в первую очередь, в зимний период.
4я нитка МГП ЦАК имеет имеет проектную годовую производительность 30 млрд м3/год, что позволит увеличить поставки туркменского газа в Китай до 65 млрд м3/год, а общая мощность системы МГП ЦАК достигнет 85 млрд м3/год.
Ее маршрут будет отличаться от первых 3 ниток, она пройдет из Туркменистана через Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан в Китай.
В Китай 4я нитка МГП ЦАК будет заходить также в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, но значительно южнее первых 3 ниток.
Ресурсной базой для 4й нитки станет 2я очередь месторождения Галкыныш, в разработка которой может вестись за счет прямых инвестиций КНР, как это было с 1й очередью.
Но для Туркменистана необходимость возврата инвестиций за счет поставок газа означает низкую прибыльность поставок газа в Китай.
Сложность месторождения, с которым Туркменгаз не всегда справляется, а также необходимость серьезных вложений, тормозят переговорный процесс по проекту в течение многих лет.
Стоимость 4й нитки МГП ЦАК в 2014 г. оценивалась в 6,7 млрд долл. США.
Консалтинговые компании SIA Energy и Rystad Energy прогнозируют, что газ по 4й нитки может начать поступать в Китай примерно в 2028 г.
Три Силы Сибири и не только
В настоящее время поставки российского трубопроводного газа в Китай осуществляются по Восточному маршруту - МГП Сила Сибири-1.Базовыми месторождениями проекта являются Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение в республике Саха (Якутия) и Ковыктинское газоконденсатное месторождение в Иркутской области.
Газопровод был введен в эксплуатацию в 2019 г., а в 2022 г. начал работать на всей своей протяженности.
Поставки газа по МГП Сила Сибири-1 планово наращиваются - в 2022 г. поставки увеличились на 48%, до 15,4 млрд м3, в 2023 г. ожидается ожидается рост еще на 43%, до 22 млрд м3.
Проектная мощность МГП Сила Сибири-1 составляет 38 млрд м3/год газа, выход на нее планируется к 2025 г.
Следующим маршрутом трубопроводных поставок российского газа в Китай станет Дальневосточный маршрут (МГП Сила Сибири-3) мощностью 10 млрд м3/год.
Ресурсной базой Дальневосточного маршрута станут шельфовые месторождения проекта Сахалин-3 (Киринское, Южно-Киринское, Мыгинское).
Входить на территорию Китая газопровод будет в районе г. Дальнереченск (Приморский край) и Хулинь (провинция Хэйлунцзян), для этого будет построен подводный переход через р. Уссури.
Долгосрочный договор на поставку газа по Дальневосточному маршруту Газпром и CNPC подписали в феврале 2022 г., в июне - техсоглашение по проекту.
Газпром уже ведет работы по подготовке месторождений, дооснащению оборудованием берегового технологического комплекса Киринского месторождения и расширению производительности МГП Сахалин - Хабаровск - Владивосток.
Российско-китайское межправсоглашение о поставках газа в Китай по Дальневосточному маршруту было подписано в г. Москва и в г. Пекин 31 января 2023 г.
Проект закона о ратификации соглашения Минэнерго РФ подготовило в феврале 2023 г., однако правительство внесло его в Госдуму лишь в мае 2023 г.
Такая неторопливость с российской стороны может указывать на то, что Россия также внимательно относится к соблюдению своих интересов в сотрудничестве с Китаем.
После выхода Дальневосточного маршрута на полную мощность, объем поставок российского трубопроводного газа в Китай в совокупности достигнет 48 млрд м3/год.
Однако есть нюанс - ресурсная база и Восточного, и Дальневосточного маршрутов представляет собой конкретные месторождения или группы месторождений, что является сдерживающим фактором для наращивания поставок (наряду с необходимостью развития принимающей инфраструктуры в Китае).
Также это ставит вопрос о достаточности ресурсной базы поставок в отдаленной перспективе.
В случае с МГП Сила Сибири-2 ресурсной базой проекта называются месторождения Западной Сибири, но если говорить точно - Единая система газоснабжения России (ЕСГ), что отвязывает темпы наращивания поставок от освоения месторождений, которые в этом случае будут в большей степени зависеть от наращивания мощностей компрессорных станций (КС).
Также снимается вопрос с ресурсной базой МГП Сила Сибири-2, а также с МГП Сила Сибири-1 за счет перемычки между ними.
А в случае, если будет построена планируемая уже в течение многих лет перемычка между МГП Сила Сибири-1 и Сахалин - Хабаровск - Владивосток будет обеспечена полная связность ГТС России от западных границ до восточных.
С запуском Силы Сибири-2 этот показатель достигнет 98 млрд м3/год или даже превысить эти показатели, т.к. КС на МГП обычно имеют ресурс для сверхпроектных поставок (взорванный МГП Северный поток-1 мог работать на 108% от проектной мощности).
Кроме того, по МГП Сила Сибири-1 Газпром обсуждал с CNPC возможность увеличения объемов поставок до 44 млрд м3/год, а еще раньше озвучивалась возможность прокачки по газопроводу до 60 млрд м3/год.
В совокупности это может дать свыше 120 млрд м3/год трубопроводных поставок российского газа в Китай.
В феврале 2023 г. прежний глава Минэнерго Казахстана Б. Акчулаков сообщил, что Газпром и QazaqGaz прорабатывают вопрос разработки предТЭО для изучения комплекса вопросов строительства МГП Россия - Казахстан - Китай, который рассматривается как наиболее целесообразный вариант газификации северных и восточных регионов страны.
Действующий министр А. Саткалиев в мае подтвердил, что переговоры о возможном строительстве МГП из России в Китай ведутся, предварительно определен маршрут и обговариваются условия строительства.
Однако все эти возможности пока относятся к достаточно отдаленным перспективам.
Пока же у России и Китая твердо согласованы поставки 48 млрд м3/год газа по 2 Силам Сибири, выход на полную мощность которых ожидается к 2025 г., остальные проекты остаются в пространстве вероятностей.