USD 106.1878

-0.99

EUR 112.02

-0.78

Brent 73.69

+0.01

Природный газ 3.051

0

7 мин
...

В. Путин назвал 6 задач работы правительства на 2023 г. В т.ч. касающиеся ТЭК

Россия наращивает взаимовыгодные отношения с дружественными странами и сосредотачивается на укреплении своего технологического суверенитета.

В. Путин назвал 6 задач работы правительства на 2023 г. В т.ч. касающиеся ТЭК

Источник: Kremlin.ru

Москва, 15 дек - ИА Neftegaz.RU. Президент РФ В. Путин 15 декабря 2022 г. провел заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам.
Ключевыми вопросами повестки дня стали механизмы поддержки инвестиций в проекты технологического развития, обеспечивающего технологический суверенитет России, включая промышленные кластеры.

Задачи на 2023 г.

В. Путин напомнил, что против России развернута беспрецедентная санкционная агрессия, нацеленная на разрушение экономики, обвал рубля и провоцирование разрушительной инфляции.
Этот расчет не оправдался, ситуацию в экономике удалось стабилизировать и сейчас открывается возможность для дальнейшего развития, в т.ч. для выхода на более высокий технологический уровень.
Говоря о планах на 2023 г., В. Путин выделил 6 ключевых задач, решение которых позволит успешно продвигаться к достижению национальных целей, установленных до 2030 г.

Тезисы от В. Путина:
  • по итогам 2022 г. прогнозируется снижение ВВП примерно на 2,5% - это тоже спад, но это не тот крах в 20%, который предрекали многие западные и некоторые наши эксперты;
  • уже в 3м квартале 2022 г. экономическая динамика продемонстрировала небольшой рост после минимальных значений 2го квартала;
  • уровень цен в России после серьезного всплеска в марте-апреле, с мая уже практически не изменился, а российский рубль стал одной из самых сильных валют мира с начала 2022 г.;
  • такой результат достигнут за счет:
    • решений по регулированию оттока капитала,
    • по переводу оплаты газа на рубли,
    • активного использования в торговле с партнерами национальных валют,
    • но прежде всего - за счет ответственной финансовой политики;
  • по итогам января-ноября 2022 г. федеральный бюджет исполнен с профицитом в 560 млрд рубл., а консолидированный бюджет - с профицитом в 1,451 трлн руб.,
  • в целом в 2022 г. и 2023 г. наш федеральный бюджет будет исполнен с небольшим дефицитом - около 2% ВВП,
  • более того, бюджет на будущую 3-летку предполагает постепенное снижение дефицита до менее чем 1% ВВП в 2025 г.,
  • мы сохраним ответственную финансовую и макроэкономическую политику, что важно не только для ответа на текущие вызовы, но и в долгосрочной перспективе в качестве основы для роста экономики на годы вперед,
  • мы продолжим развитие нашей страны, несмотря ни на какое внешнее давление, более того, мы реализуем качественно новые проекты, выведем Россию на более высокий технологический уровень, обеспечим ее экономический, финансовый, технологический и кадровый суверенитет.
6 задач на 2023 г.:
  1. вывод взаимодействия с ключевыми партнерами на новый уровень, в т.ч. путем устранения ограничений в логистике и финансах,
  2. укрепление технологического суверенитета и опережающий рост обрабатывающей промышленности,
  3. обеспечение финансового суверенитета,
  4. опережающее развитие инфраструктуры,
  5. снижение бедности,
  6. защита материнства, детства, поддержка семей и сбережение народа.

Разворот на Восток и не только

В. Путин напомнил, что Россия наращивает торговые и инвестиционные отношения с государствами, ставящими в приоритет собственные национальные интересы.
Россия переключает свою внешнюю торговлю на динамично развивающиеся регионы и рынки, что происходит уже в течение многих лет, вне привязки к нынешним событиям.
В числе активно растущих рынков, интересных России, В. Путин назвал Азию, Ближний Восток, Латинскую Америку, Африку.
Именно на рынки дружественных стран Россия переориентирует поставки российских энергоресурсов, в частности, за 9 месяцев 2022 г. экспорт нефти государствам-партнерам вырос почти на 25%.

Важным шагом для снижения влияния санкций и других враждебных действий против России В. Путин назвал развитие портовой и трубопроводной инфраструктуры в южном и восточном направлении.
Тезисы от В. Путина:
  • реализация таких проектов, как Ковыктинское месторождение, Сила Сибири-2, Дальневосточный маршрут позволят уже к 2025 г. увеличить поставки газа на восток до 48 млрд м3/год, а к 2030 г. - до 88 млрд м3/год,
  • фактически это более 60% поставок газа на запад в 2021 г.,
  • новые СПГ-проекты на Ямале позволят к 2030 г. увеличить производство сжиженного природного газа на 70 млрд м3/год, что также поможет расширить географию экспорта,
  • одними из ключевых растущих потребителей российского газа являются и соседние страны, включая Турцию,
  • газовая инфраструктура Турции обладает серьезным потенциалом, в ближайшие годы планируем организовать газовый хаб,
  • если говорить о создании электронной площадки, то это можно сделать в течение ближайших месяцев,
  • именно там в значительной степени будем определять конечную цену для европейских потребителей, потому что то, что они натворили на своих площадках, - это безумие.
В направлении Китая Газпром реализует 3 проекта магистральных газопроводов (МГП):
  • МГП Сила Сибири-1 (восточный маршрут) введен в эксплуатацию и последовательно наращивает прокачку по мере освоения базовых месторождений проекта (Ковыктинского и Чаяндинского) и строительства принимающей инфраструктуры в Китае, проектная мощность - 38 млрд м3/год,
  • МГП Сила Сибири-2 (западный маршрут) с продолжением по территории Монголии МГП Союз Восток пропускной мощностью 50 млрд м3/год (ресурсная база - месторождения п-ва Ямал), контракт по нему до сих пор не подписан,
  • МГП Сила Сибири-3 (дальневосточный маршрут) мощностью 10 млрд м3/год газа с ресурсной базой на шельфе о. Сахалин, контракт подписан в феврале 2022 г.
Приведенные В. Путиным объемы прокачки указывают на то, что в 2025 г. поставки газа в Китай должны осуществляться по МГП Сила Сибири-1 на проектной мощности и по МГП Сила Сибири-3.
С 2030 г. ситуация немного непонятна, поскольку совокупная мощность всех 3 маршрутов поставок газа в Китай составляет 98 млрд м3/год, т.е. заявленный объем в 88 млрд м3/год либо отражает снижение проектной мощности МГП Сила Сибири-2, либо учитывает поэтапное увеличение прокачки, как это сейчас происходит с МГП Сила Сибири-1.

Идею с турецким газовым хабом В. Путин озвучил в октябре 2022 г., предложение Турцию заинтересовало и сейчас идут переговоры по проекту.
Техническая сторона создания самой электронной площадки ценообразования не вызывает сомнения, но для наполнения турецкого хаба потребуется строительство еще одной газопроводной системы в Турцию (работа МГП Турецкий поток на сверхпроектных показателях дает лишь порядка 4,3 млрд м3/год дополнительных объемов газа).
Вопросы со строительством морских участков будущих ниток по дну Черного моря, а также с принимающей инфраструктурой для поступающего из турецкого хаба газа на территории Европы остаются открытыми.

Логистика и платежи

Прочной базой для укрепления международной кооперации В. Путин назвал развитие удобной и независимой платежной инфраструктуры в национальных валютах.
Доля российского рубля в международных расчетах по сравнению с декабрем 2021 г. выросла в 2 раза и составила 1/3, а вместе с валютами дружественных стран - превысила 50%.
На повестке дня сейчас стоит создание иных механизмов проведения платежей, например, применение цифровых валют центральных банков и технологий распределенных реестров, которые снимают политические риски от использования валют недружественных стран.

В плане развития транспортных коридоров, В. Путин назвал международный коридор Север - Юг, в рамках которого планируется расширить транспортную и логистическую инфраструктуру в Каспийском направлении.
Уже в 2023 г. по Волго-Каспийскому каналу смогут проходить суда с осадкой не менее 4,5 м, что существенно расширит для России пути в страны Ближнего Востока и в Индию.
Кроме того, усилия будут сосредоточены на развитии железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна, повышению их мощности.
Продолжится модернизация восточного направления железных дорог, Транссиба и БАМа.
При этом с повестки дня не снимаются такие проекты:
  • ускоренная модернизация Мурманского транспортного узла,
  • углубление и расширение фарватера важнейших речных артерий,
  • строительство в будущем Северного широтного хода (СШХ).
В ближайшее время ожидается рост объема перевозок по Северному морскому пути (СМП).
По всем этим направлениям конкретные показатели и сроки В. Путин не обозначил.

Технологический суверенитет

Укрепление технологического суверенитета и опережающий рост обрабатывающей промышленности В. Путин охарактеризовал как задачу равнозначную с укреплением международных связей:
  • санкционные ограничения привели к проблемам с комплектующими, дефициту технологических решений, нарушению логистики, но одновременно они же становятся стимулом к построению экономики, обладающей полным технологическим, производственным, кадровым и научным суверенитетом;
  • вопрос стоит не в замещении товарных позиций, а в достижении лидерства по ключевым направлениям, таким как искусственный интеллект, вычисления и передача данных, новые промышленные технологии и др;
  • необходимо ускорить подготовку обновленных планов развития ключевых отраслей отечественной промышленности, включая металлургическую, автопром, энергетику.
Задачей 2023 г. В. Путин назвал обеспечение опережающего роста обрабатывающей промышленности, наращивание мощностей, создание новых производственных линий, для чего важно обеспечить наличие сырья, разработок и технологий, оборудования, квалифицированных кадров и подготовленных площадок.
Запущен инструмент промышленной ипотеки, который может быть распространен не только на приобретение производственных площадей, но и на их строительство или модернизацию.
С 1 января 2023 г. вступит в силу новый льготный режим работы промышленных кластеров, который призван дополнить существующие механизмы поддержки индустриальных проектов, включая Фонд развития промышленности (ФРП).
По оценке, эти и другие меры должны обеспечить к 2030 г. реализацию востребованных проектов в объеме свыше 10 трлн руб., при этом уже в 2023 г. ожидаемый объем инвестиций в такие проекты может составить порядка 3 трлн руб.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram