Из-за неблагоприятных метеоусловий порты на востоке страны временно приостановили работу.
Нефтетерминалы Es Sider, Ras Lanuf, Hariga и Zueitina были закрыты 8 января и, вероятно, останутся закрытыми до начала следующей недели, сообщает администрация портов.
Это при том, что Ливия в конце декабря 2021 г. приостановила экспорт сырой нефти из своих западных портов Zawiya и Mellitah после того, как ополченцы остановили крупнейшее в стране нефтяное месторождение Шарара.
В связи с этим, ежедневный экспорт сырой нефти в 1ю неделю 2022 г. сократился на 45% ниже среднего показателя за декабрь 2021 г.
Единственный нефтяной порт Brega пока остается открытым для нефтеналивных танкеров, 2 ливийских морских нефтетерминала - Бури и Фарва, которые обслуживаются месторождением Аль-Джурф, - также работают.
Тем не менее, эти 3 экспортных объекта являются самыми маленькими в Ливии, и обычно на них приходится только около 25% национального экспорта.
Сейчас Ливия добывает около 900 тыс. барр./сутки, что примерно на 350 тыс. барр./сутки меньше, чем 1 месяц назад, несмотря на завершение ремонта крупного трубопровода на востоке.
Нефтяная инфраструктура Ливии долгие годы находилась в запущенном состоянии, и ППР на ливийских МНП вряд ли был последним. вряд ли будет последним.
Снижение экспорта нефти может подорвать начавшееся в 2021 г. восстановление нефтегаза Ливии, когда добыча нефти составляла в среднем 1,2 млн барр./сутки.
Несколько ключевых нефтяных месторождений по-прежнему закрыты военными, которые время от времени блокируют объекты ТЭК, чтобы добиться своих требований.
В декабре 2021 г. сотрудники Охраны нефтяных объектов (PFG), на которую возложена задача по защите нефтяных месторождений, остановила транспортировку нефти на западе страны:
- на МНП Шарара - порт Завия;
- на МНП Вафа - Меллита.
Мощность добычи на Шарара - около 300 000 барр/сутки нефти, что делает ее частой мишенью для протестующих.
Теоретически нефть из хранилищ все еще можно перекачивать на экспортные объекты, хотя это зависит от того, сколько нефти там находится.
Также на нефтегазовый сектор влияет политическая нестабильность в стране.
Президентские выборы должны были состояться 24 декабря, но они были отложены, так как споры о соответствии кандидатам требованиям угрожают посеять новые беспорядки в стране.
Ранее министр нефти М. Оун заявил, что на выборы возлагают большие надежды, тк добыча нефти может достигнуть 2,1 млн барр./сутки, если обстановка в Ливии стабилизируется путем выборов или формирования правительства в течение 2-3 лет.
Из-за череды блокировок нефтяных объектов нефтедобыча в 2020 г. падала до минимальных отметок в 100 тыс. барр./сутки.
До сентября 2021 г. Ливия не осуществляла экспорт нефти из своих портов из-за их блокировки силами ЛНА.
После угрозы введения санкций со стороны США Х. Хафтар 18 сентября 2020 г. заявил о возобновлении добычи и экспорта нефти из портов Ливии, которые были заблокированными с января 2020 г. из-за военных действий.
На следующий день National Oil Corporation (NOC)объявила, что снимает режим ЧС на месторождениях и в портах.
В результате с сентября 2020 г. страна начала увеличивать добычу нефти.
В ноябре 2021 г. замглавы Миннефти Ливии Р. М. аль-Аббар поведал о планах выйти на объем добычи нефти свыше 2 млн барр./сутки нефти.
Ливия занимает 1е место в Африке и 5е среди стран ОПЕК по запасам нефти.
До жестокого убийства М. Каддафи в 2011 г. добыча нефти в стране достигала 1,5 млн барр./сутки или 2% мировой добычи.
Нефтегаз был основным источником дохода Ливии.
Но долгие годы NOC не контролировала не контролировала нефтегаз Ливии, который потихоньку пришел в упадок.