Об этом сообщил Ъ.
По данным Kpler и консультационного центра Гекон:
- танкер Arc7 Эдуард Толль вышел из порта Сабетта 21 июня, далее на выходе из Обской губы газовоз начал поворачивать на восток;
- конечная точка маршрута - Китай, срок поставки СПГ и порт отгрузки еще не обозначены;
- пока танкер идет под проводкой атомного ледокола проекта 22220 Сибирь.
Штурман Скуратов вышел из г. Мурманска на восток по Северному морскому пути (СМП), однако, по данным систем отслеживания судов, идет в балласте.
Конечная точка определяется как порт Козьмино, куда танкер должен дойти 11 июля 2024 г.
В настоящее время танкер подходит к Восточно-Сибирскому морю.
Тезисы Росатома:
- формально до 1 июля 2024 г. в акватории СМП продолжается зимне-весенняя навигация;
- что касается ледовой обстановки в восточном секторе Севморпути,
- то в Карском море сейчас отмечается легкий тип ледовых условий,
- в море Лаптевых - средний,
- в отдельных районах - легкий;
- восточнее ледовая обстановка традиционно ухудшается:
- так, в Восточно-Сибирском море преобладает тяжелый тип ледовых условий, а в Чукотском море - тяжелый тип ледовых условий со сплоченностью льда до 10 баллов,
- в восточном секторе Арктики для обеспечения безопасности мореплавания и ледокольных проводок судов запланировано привлечение атомного ледокола.
Начнутся ли поставки с Арктик СПГ-2?
Летняя навигация по СМП может открыть путь поставкам с Арктик СПГ-2, попавшего под санкции США.1я линия проекта Арктик СПГ-2 начала производство в декабре 2023 г., однако проект ранее не мог начать отгрузки, потому что не получил танкеры Arc7 c южнокорейских верфей и верфи Звезда.
В летне-осеннюю навигацию по СМП могут ходить танкеры с меньшим ледовым классом.
Ранее стало известно, что НОВАТЭК пополнил флот Ямал СПГ 4 конвенциональными танкерами-газовозами - North Air, North Mountain, North Sky, North Way, которые начали курсировать в апреле-мае 2024 г.
Согласно данным ФГБУ Главсевморпуть:
- все эти танкеры получили разрешение на проходку по восточному сектору СМП на период с 1 июля по 7 сентября 2024 г.
В конце 2023 г. глава ФГБУ Главсевморпуть С. Зыбко сообщил о том, что партии СПГ смогут ходить напрямую на восток уже с января 2024 г.
Традиционно навигация в восточном секторе начинается в июне и завершается в декабре, период с марта по май считается самым трудным с точки зрения ледовой обстановки.
НОВАТЭК не стремится расширять окно навигации с зимы 2021 г., когда при попытке прохода на восток без ледокольного сопровождения пострадал танкер Николай Евгенов.
Танкеры Arc7 c проекта Ямал СПГ имеют разрешение на сквозной проход по всей акватории СПМ с начала января, танкеры и контейнеровозы Газпром нефти и Норникеля - с июня.
Поставки по СПМ
В навигацию 2023 г. НОВАТЭК сохранил поставки СПГ по СМП в КНР на уровне 2022 г. - около 2,27 млн т, или 31 груз.Основное увеличение отгрузок углеводородов на маршруте происходило за счет роста поставок нефти - до 1,5 млн т, или 14 партий против 1 партии в 2022 г.
По данным Росатома, всего по СМП в 2023 г. перевезено 36 млн т грузов.
Данные Kpler говорят о том, что:
- российские нефтекомпании пока не возобновили поставки Urals - заявок компаний на плавание в акватории СМП из балтийских портов пока нет;
- с другой стороны, СПГ вполне может переориентироваться на восток, если Арктик СПГ-2 действительно будет запущен на небольших скоростях этим летом;
- летом Севморпуть - самый быстрый и эффективный путь, особенно учитывая, что, в отличие от российской нефти, российские газовозы в Китай огибают всю Африку.