USD 89.7026

-0.55

EUR 97.0954

-0.78

Brent 82.16

+0.08

Природный газ 2.5

-0.02

7 мин
...

В. Путин сыграл в «адвоката дьявола», обсуждая с П. Сорокиным сотрудничество с ОПЕК+

Также обсуждалась ситуация на топливном рынке РФ и социальная газификация.

В. Путин сыграл в «адвоката дьявола», обсуждая с П. Сорокиным сотрудничество с ОПЕК+

Источник: скрин с видео kremlin.ru

Москва, 13 мар - ИА Neftegaz.RU. Президент РФ В. Путин 12 марта 2024 г. провел встречу с победителями конкурса управленцев «Лидеры России».
В ходе встречи В. Путин обсудил сотрудничество в рамках ОПЕК+ с первым замминистра энергетики РФ П. Сорокиным, который был победителем конкурса в 2018 г.
На конкурсе П. Сорокин выступил с докладом о своей роли в заключении в декабре 2016 г. соглашения стран ОПЕК и не-ОПЕК (ОПЕК+) о сокращении объемов добычи нефти.
П. Сорокин был 1 из советников А. Новака, на тот момент возглавлявшего Минэнерго РФ, во время переговоров.
Также речь шла о развитии социальной газификации.

Эффект лидера

П. Сорокин в своем выступлении рассказал об участии в конкурсе «Лидеры России» и его влиянии на профессиональное развитие, а также о знаковых проектах, которые были реализованы под руководством министров энергетики - сначала А. Новака, а затем Н. Шульгинова.
Тезисы от П. Сорокина:
  • это ОПЕК+ - 30 трлн руб. в бюджет страны принесло с того момента, когда началось это взаимодействие, это примерно 2/3 всех социальных трат бюджета за этот период,
  • это социальная газификация - мы полностью изменили систему в данном направлении: сделали бесплатным доведение газа до участка, полностью поменяли нормативку, поменяли процесс для гражданина, вместе с Газпромом нашли бюджет, чтобы это реализовать:
    • создана отдельная система управления - на базе координационного центра создали уникальную систему, где мы сейчас в ежедневном режиме видим по всем регионам от заявки до обратной связи от каждого гражданина,
    • сейчас уже больше 900 тыс. домовладений трубу получили до участка, 1,1 млн имеют техническую возможность подключиться,
    • после послания (президента РФ Федеральному собранию) включаем в периметр социальной газификации СНТ, которые находятся в пределах газифицированных населенных пунктов;
  • еще очень важное направление, которое курировали вместе с Минфином, - полностью изменили систему стимулирования модернизации нефтепереработки и создания нефтехимических мощностей:
    • благодаря этому уже больше 1 трлн руб. проектов по модернизации НПЗ запущено до 2028-2029 гг.,
    • рассчитываем, что это нам даст большой прирост по бензину и доле выхода светлых нефтепродуктов, до 67-68% с 62% дойдем,
    • это более 3 трлн руб. в нефтехимии,
    • можем занять 6-7% мирового рынка с текущего 2% с небольшим;
  • в целом очень много интересных вызовов, над которыми работали и работаем эти годы:
    • нивелирование попадания хлорорганики в наши нефтяные потоки в 2019 г. (речь идет о загрязнении нефти в магистральном нефтепроводе (МНП) Дружба),
    • отвязывание цен внутреннего рынка на нефтепродукты от мировых цен,
    • развитие сжиженного природного газа (СПГ), что сейчас является одним из приоритетных направлений и залогом сохранения нашего уверенного присутствия на мировом энергетическом рынке,
    • снабжение новых регионов топливом,
    • технологический суверенитет в ТЭК, потому что ТЭК обеспечивает больше 1/5 инвестиций в стране, и поэтому он выступает локомотивом для большого количества других отраслей с якорным заказчиком;
  • основная вещь, которая сейчас в фокусе, - адаптация к новым мировым реалиям, и это касается не только интеграции в новый мир, но и борьбы с незаконными санкциями,
  • здесь у нас есть шанс мир поменять, потому что энергетическая отрасль очень большую роль везде играет, не только у нас,
  • миру сейчас нужна альтернативная система взаимоотношений, чтобы все экономоператоры могли выбирать, с кем, как и когда общаться, а для этого нужна независимая финансовая система и обеспечивающие ее функции, в т.ч. юридическое обеспечение и международные суды,
  • всем будет лучше от этого, даже Западу, они просто это признавать не хотят пока, но им тоже будет от этого лучше, чем неконтролируемый коллапс того порядка, что сейчас есть.

ОПЕК+ теряет рынок?

Далее речь зашла о влиянии сотрудничества ОПЕК+ на нефтяной рынок.
В. Путин отметил, что ОПЕК+ помогает удержать цены на нефть, но добыча при этом у России и у других стран-участниц соглашения сокращается, что грозит потерей рынков.
Когда речь зашла о достижении пика спроса на нефть и вытеснении ее с рынка возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ), а также возможности обвала сланцевой нефтедобычи в США за счет обрушения нефтяных цен, В. Путин сыграл в «адвоката дьявола», высказав в качестве полемического тезиса противоположную текущей политике России мнение.
Тезисы от В. Путина:
  • ОПЕК+ помогает нам удержать цены на нефть, обеспечить доходы бюджета, но все-таки добыча-то сокращается у нас,
  • на добытый баррель мы зарабатываем больше, чем если бы цены упали,
  • но поскольку добыча сокращается, а в других странах, таких как США, растет, мы можем потерять рынки,
  • тогда мы не сможем осуществлять те инвестиции, о которых вы говорите,
  • а если бы мы не поддерживали цены на мировом рынке, они бы упали, тогда и сланцевая добыча в Штатах развалилась бы, потому что банки не давали бы им кредитов, имея в виду неперспективность этой добычи,
  • и тогда мы осваивали бы рынки и осуществляли инвестиции, а они - нет,
  • это я просто излагаю альтернативную точку зрения.

Соглашение об ограничении добычи нефти ОПЕК+ было заключено 10 декабря 2016 г.
Срок действия соглашения неоднократно продлевался, а его параметры изменялись в зависимости от ситуации на мировом нефтяном рынке.
На 2024 г. целевым уровнем добычи стран ОПЕК+ было установлено 40,46 млн барр./сутки, но с весны 2023 г. ряд стран соглашения добровольно дополнительно сокращают добычу.
До конца 2024 г. продолжают добровольные сокращения добычи сверх квот суммарно на 1,66 млн барр./сутки, из которых по 500 тыс. барр./сутки приходится на Россию и Саудовскую Аравию.
В 1м и 2м квартале 2024 г. действуют сокращения сверх дополнительных обязательств в совокупности на 2 млн барр./сутки, в т.ч. на 2й квартал 2024 г. Саудовская Аравия продолжает действие дополнительного сокращения добычи на 1 млн барр./сутки, Россия сокращает в совокупности добычу и экспорт нефти на 471 тыс. барр./сутки.

П. Сорокин в ответ пояснил ситуацию с нефтедобычей в России.
В т.ч. замминистра указал, что месторождения в ключевых нефтедобывающих регионах РФ истощаются, но освоение сложных в разработке запасов углеводородов имеет большое значение с учетом мультипликативного эффекта на другие отрасли промышленности.
Тезисы от П. Сорокина:
  • добыча сокращается, но здесь важно, сколько с одной единицы произведенного товара зарабатывается, и какую гибкость мы потом имеем,
  • наша задача на среднесрочный и долгосрочный период - иметь гибкость, чтобы у нас был потенциал по добыче,
  • месторождения истощаются, та рента, которую мы можем с этого получить, будет уменьшаться,
  • но это не так плохо, как звучит - нефтегаз обеспечивает крупнейшие инвестиции в стране,
  • если рента уходит, она меняется на инвестиции, а это заказ для отечественной промышленности, когда сейчас мы оказались сами с собой и должны создавать,
  • это та отрасль, которая на 10-15 лет вперед может дать якорный заказ гигантской сфере - и ИТ, и производителям железа,
  • наша задача здесь - обеспечивать на рынке достаточный уровень для воспроизводства запасов, чтобы была нормальная доходность и чтобы эти деньги работали в стране, в России,
  • сейчас сделкой ОПЕК+ удается это сделать,
  • такой же логике следуют и все остальные страны, которые вместе с нами являются лидерами процесса.

Также П. Сорокин кратко охарактеризовал положение в сланцевом секторе США.
В частности замминистра отметил, что в настоящее время США продолжают вводить в работу пробуренные, но не обустроенные для добычи скважины (drilled but uncompleted wells, DUC), исчерпывая при этом их резерв.
По последним данным Управления энергетической информации Минэнерго США (EIA), число DUC в основных сланцевых бассейнах США с марта 2023 г. последовательно снижается, составив по итогам января 2024 г. 4,386 тыс. ед.
Тезисы от П. Сорокина:
  • пик спроса на нефть по всем прогнозам и по здравому смыслу не наступит в течение следующих 10-15 лет, т.е. спрос будет расти,
  • если посмотреть на профиль добычи тех же США и других стран, надо понимать, что у них немного другая специфика месторождений,
  • там сланцевая нефть, последние 3 года тот бум добычи, который мы видим, происходит за счет того, что они вводят в эксплуатацию скважины, которые они пробурили до COVID, но не запустили,
  • обычный уровень у них был 4 тыс. таких незадействованных скважин, потом - порядка 8-9 тыс., сейчас опять упал до 4 тыс.,
  • т.е. самые продуктивные скважины 3 года вводились, а сейчас начался бум слияния и поглощения, потому что расти уже тяжело, и инвесторы требуют доходности.

Завершая обсуждение, В. Путин заверил, что поддерживает позицию, озвученную П. Сорокиным, иначе сотрудничества в рамках ОПЕК+ не было бы.

О чем еще говорили В. Путин и П. Сорокин?

В. Путин также поинтересовался у П. Сорокина о том, как идет работа по распространению социальной газификации на садоводческие товарищества.
П. Сорокин заверил, что с поставленной президентом задачей правительство справится, а работа уже идет.
В частности, идет проработка нормативной базы, в частности есть нюансы в юридической плоскости с точки зрения собственности на землю и на коммуникации, но это решаемо.
Уже был проведен ряд совещаний, в т.ч. у вице-премьера РФ А. Новака и с Газпромом.
В. Путин поручил не затягивать этот вопрос.

Также речь зашла о необходимости «отстегивать» цены на нефтепродукты внутри страны и на мировых рынках.
П. Сорокин пояснил, что в последние 3-6 лет запущена новая система налогового стимулирования с демпфером, когда часть сверхдоходов из добычи, когда цена уходит вверх, перераспределяется на стимулирование нефтепереработки, которая ориентирована на внутренний рынок.
Замминистра признал, что в отдельные моменты случаются перекосы, когда нефтепродукты начинает выезжать серыми путями на внешний рынок или когда очень большая разница между внутренней ценой и внешним рынком.
В целом, по мнению П. Сорокина, система достаточно хорошо выстроена, чтобы перенаправлять потоки и закрывать возникающие дырки.
Сейчас в России цена на внутреннем рынке примерно на 20-25% ниже, чем на внешнем, что позволяет в пределах инфляции для граждан удерживать цены на заправках.

Однако с завершением в 2024 г. финального витка большого налогового маневра в нефтегазовой отрасли, налоговая нагрузка перенесена с экспорта на внутренний рынок, т.е. по факту российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) поставлены в те же условия, что и покупатели российской нефти за рубежом.
Компенсирует такую ситуацию только демпфирующий механизм, представляющий собой налоговый вычет, который предоставляется НПЗ в случае, если экспортные цены превышают внутренние.
Из сильных мер воздействия для сохранения стабильности топливного рынка у правительства остается только запрет на экспорт топлива.
Запрет на экспорт бензина был восстановлен с 1 марта 2024 г., он будет действовать до 31 августа, но может быть отменен в случае насыщения рынка.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram