Соответствующее заявление госсекретаря США Э. Блинкена опубликовано на сайте Госдепа США.
Госдеп США и Nord Stream 2: санкции без санкций
В список компаний и физических лиц, вовлеченных в строительство магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2, чья деятельность попадает под санкции по закону PEESA, включены 4 судна, 5 организаций и 1 физическое лицо.Содержания списка Госдеп США не оглашает, указывая лишь, что в него в т.ч. включена компания-оператор проекта Северный поток-2 Nord Stream 2 AG и ее исполнительный директор М. Варниг.
Одновременно уточняется, что фигуранты списка подпадают под санкции в соответствии с законом PEESA, если санкции не будут отменены.
В результате этих санкций в отношении перечисленных в докладе организаций 4 судна, указанные в докладе, и 9 дополнительных судов, которые контролируются или принадлежат ФГБУ Морская спасательная служба (Морспасслужба), участвующие в строительстве МГП Северный поток-2, также подпадают под санкции.
Позднее Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (Office of Foreign Assets Control, OFAC) выпустит руководство, позволяющее продолжать взаимодействие с Морспасслужбой, не связанное со строительством МГП Северный поток-2, в т.ч. по поисково-спасательным, экологическим и др. миссиям.
При этом Э. Блинкен отмечает, что в национальных интересах США отказаться от санкций в отношении Nord Stream 2 AG, М. Варнига и должностных лиц компании.
Также Госдеп США приводит мотивировку своего решения, отмечая, что таким образом демонстрируется приверженность Администрации США энергетической безопасности в Европе в соответствии с обещанием президента США Д. Байдена восстановить отношения с нашими союзниками и партнерами в Европе.
США намерены продолжать выступать против завершения проекта Северный поток-2, который ослабит европейскую энергетическую безопасность, а также энергетическую безопасность Украины и стран восточного фланга НАТО и ЕС.
При этом Госдеп США признает наличие разногласий с партнерами, но заявляет, что позиция США соответствует обязательствам по укреплению трансатлантических отношений как вопросу национальной безопасности.
Санкционный список: подробности
Доклад, подготовленный Госдепом США для Конгресса, был опубликован рядом СМИ, ссылающимися на источники в Конгрессе США.Так, документ на своей странице в Twitter опубликовала журналист телеканала CBS И. Руффини, а его полную версию позднее разместило Deutsche Presse-Agentur (DPA).
Согласно документу, список судов, которые могут попасть под санкции в связи со строительством МГП Северный поток-2 включает:
- краново-монтажное трубоукладочное судно (КМТУС) Академик Черский,
- многофункциональное ледокольное судно (МФЛС) Владислав Стрижов,
- МФЛС Юрий Топчев,
- судно обеспечения морских платформ (СОМП) Балтийский исследователь.
- Коксохимтранс,
- Мортранссервис,
- Морспасслужба,
- Самарский теплоэнергетический имущественный фонд (СТИФ).
По этим же соображениям санкции не будут вводиться против М. Варнига и еще ряда топ-менеджеров Nord Stream 2 AG: финансового директора П. Коркорана, директора проекта Северный поток-2 М. Казирати, коммерческого директора Р. Онтида и технического директора П. Персидского.
В целом список достаточно ожидаемый.
К трубоукладочной барже (ТУБ) Фортуна, практически достроившей 2ю нитку МГП Северный поток-2 в водах Дании, и ее собственнику - компании КВТ-Рус, против которых уже были введены санкции по закону PEESA после предыдущего доклада Госдепа США Конгрессу, добавился строящий 1ю нитку Академик Черский и его судовладелец СТИФ (по данным Российского морского регистра судоходства).
В марте 2020 г. Газпром перевел Черского на СТИФ, а затем СТИФ перестал быть аффилированным лицом Газпрома.
С Черским связан также Мортранссервис, который по данным Службы внешней разведки Украины участвовал в схеме обхода санкций США.
По украинской версии, в июне 2020 г. Газпромфлот передал Черского в собственность Темрюк Транс Марин, которое в конце 2020 г. передало его в собственность Мортранссервис.
Примерно по такой же схеме осуществлялась смена владельцев Фортуны, в итоге владельцем баржи стало микропредприятие КВТ-Рус, на которую судно было перерегистрировано незадолго до введения санкций.
МФЛС Владислав Стрижов и Юрий Топчев, согласно данным сервисов отслеживания судов, задействованы в основном для доставки труб на суда-трубоукладчики.
Оба судна еще в сентябре 2020 г. указывались на сайте Газпром флота как находящееся в эксплуатационном управлении, но сейчас такого упоминания нет.
По данным Российского морского регистра судоходства, собственником обоих судов является Коксохимтранс, которое уже находится под санкциями США из-за приобретения в лизинг автомобильно-пассажирских паромов, работавших на переправе Крым - Тамань.
СОМП Балтийский исследователь, обычно работающий как судно-наблюдатель с ТУБ Фортуна (на данный момент работает с Черским после ухода в Росток его судна-наблюдателя Мурман), указывается в составе флота Морспасслужбы.
Всего в строительстве МГП Северный поток-2 задействованы 9 судов Морспасслужбы - многофункциональные суда обеспечения (СО) Финвал, Умка, Сивуч, Artemis Offshore, многофункциональные аварийно-спасательные суда (МАСС) Мурман, Спасатель Карев, Бахтемир, буксир Капитан Беклемишев и СОМП Балтийский исследователь.
Финвал, Умка и Сивуч обычно выполняют функцию якорезаводчиков, Мурман и Балтийский исследователь - судов-наблюдателей, Artemis Offshore - судно-курьера, а остальные суда контролируют охранные зоны вокруг трубоукладчиков.
Без внимания Госдепа США остались 6 судна флота достройки МГП Северный поток-2 - СО Катунь, Оссой, Венгери, Вени, Иван Сидоренко и Остап Шеремета, не принадлежащие Морспасслужбе.