Об этом пресс-служба Газпрома сообщила 15 мая 2024 г.
Газпром в Иране
Традиционно в сообщении пресс-службы Газпрома приводится минимум подробностей:- делегация Газпрома во главе с председателем правления А. Миллером находится с рабочим визитом в Исламской Республике Иран,
- первый вице-президент Ирана М. Мохбер встретился с А. Миллером, в ходе встречи в конструктивном ключе обсужден широкий круг вопросов взаимодействия в сфере энергетики,
- также в рамках визита состоялась встреча с министром нефти, председателем совета директоров National Iranian Oil Company (NIOC) Д. Оуджи.
С иранской стороны, обычно более охотно делящейся информацией, также информации практически не последовало.
Агентство Mehr 15 мая 2024 г. сообщило о встрече официальных лиц Ирана и России по вопросам энергетики и газовых технологий.
Из участников встречи издание назвало лишь директора по корпоративному планированию National Iranian Gas Company (NIGC) Х.-А. М. Хоссейни.
Сообщается, что в ходе встречи российская и иранская стороны подчеркнули важность расширения и развития сотрудничества в области газовых технологий.
Тезисы от М. Хоссейни:
- необходимо расширение сотрудничества и координации между 2 странами в газовой отрасли,
- обмен опытом необходим в таких областях, как сокращение потерь газа и повышение безопасности газовых установок от диверсий и террористических атак,
- Иран обладает значительными возможностями для экспорта, импорта, переработки и транспортировки газа и готов расширять сотрудничество с Россией в этой области.
В ходе встречи также обсуждалось создание совместного исследовательского центра газовом промышленности, газового хаба на севере Ирана, а также торговли газом и электроэнергией.
Хаб на севере?
Отметим, что Россия и Иран регулярно обсуждают вопросы сотрудничества в нефтегазовой сфере, в т.ч. создание газового хаба.Речь идет о создании электронной торговой площадки на юге Ирана - в промышленном районе Асалуйе провинции Бушер на берегу Персидского залива, где находится производственный центр месторождения Северное/Южный Парс, которое Иран делит с Катаром.
В качестве источников газа назывались иранский газ и газ с месторождений, разрабатываемых при участии российских компаний, также Иран рассчитывает привлечь к проекту Туркменистан и Катар.
Сейчас в сообщении Mehr говорится о создании газового хаба на севере Ирана.
Не исключено, что речь идет о расширении системы своповых операций до электронной торговой площадки.
Напомним, что в ноябре 2021 г. Иран подписал с Туркменистаном и Азербайджаном 3-стороннее своповое соглашение, предусматривающее поставки в Азербайджан из Туркменистана свопом через Иран до 5-6 млн м3/сутки (1,5-2 млрд м3/год) газа.
Обменные операции по данному соглашению Иран начал с января 2022 г., а в июне того же года Азербайджан и Иран подписали меморандум о взаимопонимании, предусматривающий удвоение поставок.
В течение прошлой Солнечной Хиджры (начинается с 21 марта) в Азербайджан свопом поставлялось в среднем 4,5 млн м3/сутки туркменского газа, причем с 21 марта по август 2023 г. объем увеличился до 10 млн м3/сутки.
Однако в январе 2024 г. стало известно о прекращении своповых поставок, но суть проблем не раскрывалась.
Также сообщалось о переговорах по своповым поставкам туркменского природного газа через Ирана в Ирак (в объеме 10 млрд м3/год) и в Турцию (при этом сам Иран поставляет газ в Турцию).
Газовый своп между Ираном и Россией находится в подвешенном состоянии.
В ноябре 2022 г. вице-премьер РФ А. Новак сообщал, что Россия и Иран продолжают прорабатывать вопрос своповых поставок газа.
На первом этапе речь может идти о поставках 10 млрд м3/год газа, однако вопрос застопорился, хотя ожидалось, что договоренность может быть достигнута до конца 2022 г.
В феврале 2023 г. Иран предложил Туркменистану и Россией масштабный газовый своп, получая газ на севере и отдавая на юге в направлении Пакистана, который, видимо, все-таки начнет строить свой участок магистрального газопровода (МГП) Иран - Пакистан (МГП Мир).
С российской стороны своп с Ираном может осуществляться через Азербайджан или страны Центральной Азии:
- иранские СМИ ранее сообщали, что Иран и Россия будут осуществлять своп-поставки газа в объеме 15 млн м3/сутки (5,5 млрд м3/год) через Азербайджан,
- с переводом в реверс одной из ниток системы МГП Средняя Азия - Центр (САЦ) и началом поставок российского газа в Узбекистан через Казахстан есть возможность довести российский газ до юга Туркменистана для дальнейших поставок в Иран (одна из ниток системы МГП САЦ в Туркменистане доходит до месторождения Довлетабад, откуда газ уже поставляется в Иран по МГП Довлетабад - Серахс - Хангиран).
Сотрудничество Газпрома с Ираном
В июле 2022 г. Газпром и NIOC подписали меморандум о взаимопонимании по стратегическому сотрудничеству.Документ предполагает анализ возможностей взаимодействия по разработке газовых и нефтяных месторождений в Иране, своп по природному газу и нефтепродуктам, реализацию крупно- и малотоннажных проектов по производству сжиженного природного газа (СПГ), строительство МГП и научно-техническое и технологическое сотрудничество.
Миннефти Ирана оценивало сумму потенциальных контрактов в рамках данного контракта в 40 млрд долл. США.
В числе потенциальных проектов назывались разработка газовых месторождений Киш и Северный Парс, работы по повышению пластового давления на месторождении Южный Парс, нефтяные месторождения Мансури, Аб-Тимур, Карандж, Шангуле и Азар.
В конце февраля 2024 г. Д. Оуджи по итогам 17го заседания российско-иранской межправкомиссии (МПК) сообщил, что с компаниями из России подписаны контракты на разработку 8 иранских нефтяных месторождений, которые обеспечили прирост более 200 тыс. барр./сутки нефти.
В ходе недавно завершившейся Iran Oil Show 2024 глава NIOC М. Х. Мехр сообщил, что тендер на разработку 7 нефтяных месторождений в Иране выиграли иностранные инвесторы, но не уточнил, сколько из них были российскими.
Напомним, что из российских компаний, помимо Газпрома, работу в Иране осуществляет ЗН-Восток.
Помимо разработки нефтяных и газовых месторождений в Иране, интересы Газпрома в стране могут быть сосредоточены на:
- завершение наполовину готового проекта по производству СПГ в Иране - Iran LNG, который должен включать 2 линии сжижения по технологии Linde общей мощностью 10,8 млн т/год (проект остановлен в 2018 г. из-за санкций США),
- потенциальные проекты плавучих СПГ-заводов (FLNG),
- проекты малотоннажного СПГ,
- своповые поставки нефти, нефтепродуктов, газа,
- обмен технологиями, связанными с нефтью и газом.