Взаимодействие 22 января 2023 г. обсуждали президент Франции Э. Макрон и канцлер ФРГ О. Шольц на встрече в г. Париж в рамках заседания франко-германского совета министров и 2-стороннего совета обороны.
EU vs IRA
- мы хотим продвинуться в нашем европейском ответе, в котором будут задействованы простые, быстрые и видимые для нашей промышленности инструменты,
- у нас будет общая европейская стратегия, которая приведет к амбициозному и быстрому ответу,
- необходимо предусмотреть эффективные инструменты финансирования из государственных и частных источников.
Э. Макрон последовательно заявляет о недружественности по отношению к ЕС со стороны США в связи с введением IRA, предупреждая, что этот закон грозит Европе деиндустриализацией.
22 января 2023 г. во время выступления в Сорбонне Э. Макрон говорил, что Европе нужна амбициозная программа индустриального развития.
Он призвал гарантировать устойчивость европейской промышленности на континенте на основе стратегии «Сделано в Европе».
По мнению Э. Макрона, такая программа, предлагаемая Францией в ответ на меры США, должна охватывать период до 2030 г.
Закон IRA президент США Д. Байден подписал в августе 2022 г., он вступил в силу 1 января 2023 г.
Закон предусматривает выделение 370 млрд долл. США на чистую энергетику и достижение климатических целей, что будет реализовано в виде налоговых субсидий для покупателей электромобилей, собранных в Северной Америке и использующих произведенные в США батареи из материалов местного изготовления.
Такая поддержка дискриминирует аналогичную продукцию, импортируемую из других стран, в т.ч. из стран ЕС, а также негативно влияет на их промышленность, включая угрозу переманивания инвестиций.
Глава ЕК У. фон дер Ляйен заявила, что ЕС будет отвечать на IRA в адекватной и тщательно сбалансированной манере, но конкретные шаги не озвучила.
Комментируя обеспокоенность европейских компаний по поводу IRA, первый замминистра финансов США У. Адейемо отмечал, что налоговые льготы в IRA предназначены для того, чтобы помочь США догнать ЕС и Южную Корею в борьбе с изменением климата.
Совместные закупки газа
Однако и без IRA крупные европейские компании, особенно в энергоемких и зависящих от природного газа как от сырья отраслях, начали рассматривать возможность переноса производств в регионы с более низкой стоимостью энергоносителей и сырья, в первую очередь, в США и Китай.Так, BASF сокращает свой основной химический комплекс в г. Людвигсхафен (Германия) и переносит производство в г. Чжаньцзян (Китай).
Цены на газ в Европе в последнее время снизились благодаря теплой погоде, высокому уровню заполненности подземных хранилищ газа (ПХГ) и высокой выработке ветряных электростанций (ВЭС).
Одновременно Европа значительно снизила потребление газа в промышленности, т.к. некоторые заводы и фабрики остановили производство, другие перешли на дизельное топливо.
Например, в Германии резко снизилось производство продуктов нефтехимии, а в электроэнергетике выросло потребление угля.
Несмотря на снижение последние месяцы, цены на газ в Европе остаются в 6 раз выше, чем в США.
В ЕС согласован механизм корректировки рынка, направленный на снижение цен на природный газ, включающий в т.ч. совместные закупки газа.
Э. Макрон сообщил, что Франция и Германия договорились совместно разработать общие механизмы закупок газа, а также расширить спорный проект BarMar.
Тезисы от Э. Макрона:
- в течение многих месяцев страны ЕС сталкивались с последствиями украинского конфликта в области энергетики, что коснулось цен на газ и надежности энергоснабжения,
- мы приняли меры, диверсифицируя закупки газа и укрепляя наше энергетическое партнерство,
- мы решили работать вместе над общими механизмами закупок газа,
- эта работа будет вестись в ближайшие годы,
- мы хотим создать механизмы закупок в долгосрочной перспективе и работать над созданием общей платформы,
- инициативы в этой области последуют в феврале.
Также Э. Макрон сообщил, что маршрут создаваемого трубопровода для транспортировки водорода между Барселоной и Марселем будет доведен до Германии.
Благодаря европейскому финансированию, водородный газопровод Португалию, Испанию и Францию, а также будет расширен до Германии.
В октябре 2022 г. Испания, Франция и Португалия достигли соглашения по трансформации проекта магистрального газопровода (МГП) Midcat, который должен был соединить Францию и Испанию через Пиренеи, проектом морского водородопровода BarMar между г. Барселона и г. Марсель.
Стоимость проекта BarMar оценивается в 2,5 млрд евро, завершение проекта планируется к 2030 г.
Германия активно продвигала проект MidCat, но Франция выступала против из-за его высокой стоимости, сложности строительства в горных условиях, низких объемов транспортировки и возможных проблем со стороны экоактивистов.
К BarMar Франция отнеслась с большим энтузиазмом, поскольку проект не требует немедленных вложений, а финансирование предоставляется на уровне ЕС.
Французская GRTgaz уже начала поиск компаний, которые заинтересованы в работе над проектом по сооружению BarMar.