Сейчас эта компания управляется властями Германии — она была де-факто национализирована после начала военной спецоперации России на Украине.
Российское правительство 11 мая запретило взаимодействие со структурами GM&T и ее материнской компанией Gazprom Germania (теперь называется Security Energy for Europe), однако выдало Ямал СПГ специальное исключение сроком 90 дней.
Разрешение позволяло структуре НОВАТЭКа Yamal Trade продолжить поставки сжиженного газа с Ямала в адрес GM&T Singapore по долгосрочному контракту объемом 3 млн т (газ передавался в бельгийском Зеебрюгге).
Тогда у GM&T сохранялась возможность выполнять свой долгосрочный контракт, заключенный с индийской GAIL в 2015 г., на поставку 2,5 млн т/год СПГ.
Тем самым Россия постаралась избежать ситуации, в которой Индия лишилась бы поставок по долгосрочному контракту.
Однако новое руководство GM&T Singapore не позволило этим планам осуществиться и в июне перестало отгружать российский СПГ в адрес GAIL.
Как сообщал Bloomberg в июле, GM&T Singapore к этому времени пропустила 5 запланированных поставок сжиженного газа для GAIL.После жалоб Индии на это Ямал СПГ заявлял, что выполняет все обязательства перед бывшей структурой Газпрома.
Однако новым собственникам Securing Energy for Europe (SEFE) выгоднее было продать СПГ на спотовом рынке, нежели поставлять его GAIL по долгосрочному контракту, где цены привязаны к нефти.
По данным Ъ, формула долгосрочного контракта предполагала уровень кривой в 13,7% к JCC (Japanese Crude Cocktail, средняя цена импортируемых Японией сортов нефти) плюс постоянные расходы в 0,5 долл. США/MBTU.
Таким образом, в июне этот газ по долгосрочному контракту стоил около 535 долл. США/1000 м3, тогда как на спотовом рынке — более 2 тыс. долл. США/1000 м3.
Почти четырехкратная разница цен позволяла SEFE заплатить GAIL неустойку за недопоставку и все равно заработать.
Отсутствие поставок с Ямал СПГ вынудило Индию ограничивать газоснабжение внутренним потребителям.
Источники Reuters в начале августа сообщали, что GAIL сократила поставки сырья производителям удобрений и промышленным предприятиям на 10–20%.
Помимо этого госкомпании пришлось снизить загрузку на своем нефтехимическом комплексе в Пате на 40%, чтобы сэкономить около 6,5 млн м3/сутки для других клиентов (суточный импорт по контракту с GM&T Singapore составлял 8,5 млн м3).