USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

5 мин
234

Для ONGC. В. Путин подписал указ, разъясняющий спорные моменты получения долей участия в проекте Сахалин-1

Перевода средств ликвидационного фонда в рублях возможен, а сумму должно подтвердить Минэнерго РФ. Вроде, больше ничего ONGC не должно помешать совершить зависший перевод.

Для ONGC. В. Путин подписал указ, разъясняющий спорные моменты получения долей участия в проекте Сахалин-1

Источник: Exxon Neftegaz Ltd.

Москва, 2 сен - ИА Neftegaz.RU. Президент РФ В. Путин внес очередные изменения в указ о переводе проекта Сахалин-1 в российскую юрисдикцию, уточняющие условия получения зарубежными компаниями долей участия в российском операторе проекта.
Соответствующий указ президента (№615 от 1 сентября 2025 г.) размещен на портале официального опубликования правовых актов.

Ликвидационный вопрос

Новый президентский указ уточняет порядок зачисления накопленных иностранными участниками консорциума Сахалин-1 средств ликвидационного фонда на расчетный счет российского оператора - ООО Сахалин-1.

Изменения вносятся в п.п. к п. 1 указа президента РФ от 7 октября 2022 г. № 723, которым изначально был оформлен перевод проекта Сахалин-1 в российскую юрисдикцию и сформулированы условия получения долей участия в российском операторе иностранными компаниями.

Согласно новой редакции указа, для получения своих долей участия в проекте, компании должны незамедлительно перечислить накопленные ими средства ликвидационного фонда на счет ООО Сахалин-1 с исполнением ряда условий:
  • сумма должна быть подтверждена Минэнерго РФ,
  • сумма зачисляется в рублях по курсу доллара США, установленному Центральным банком РФ на дату зачисления.

Напомним, что иностранными участниками консорциума Сахалин-1 являются 3 иностранные компании - ExxonMobil (доля участия 30%, ее дочка Exxon Neftegaz Limited являлась оператором проекта), японская Sodeco (30%), индийская ONGC Videsh (20%). Россия в проекте представлена дочками Роснефти с общей долей участия 20% (Сахалинморнефтегаз-Шельф - 11,5%, РН-Астра - 8,5%). После создания ООО Сахалин-1 ONGC Videsh и Sodeco приняли решение конвертировать свои доли участия в проекте в российского оператора, а ExxonMobil еще весной 2022 г. решила покинуть Россию, ее доля участия зависла. Однако с конвертацией долей участия возникли проблемы, которые должен решить новый указ.

Необходимые разъяснения

ONGC Videsh решила остаться в проекте и 6 апреля 2023 г. получила от J.P. Morgan 600 млн долл. США как причитающуюся ей долю с ликвидационного счета проекта Сахалин-1 (специальный банковский счет, куда зачисляются денежные средства компании, которая выходит из проекта, пока ее активы и доли участия не будут конвертированы из прежнего оператора в нового). Однако передать эти средства в ООО Сахалин-1 у индийской стороны не получилось. Причиной назывались санкции против российских банков, хотя Газпромбанк, назначенный уполномоченным банком для ведения ликвидационного счета Сахалина-1, под санкциями на тот момент еще не находился. Россия даже отменила требование о работе через уполномоченный банк, но с переводом средств у ONGC все равно не сложилось.

В дело вступила Роснефть, поспособствовавшая снятию смущающих индийскую сторону моментов, и предложившая несколько вариантов решения проблемы:
  • именно Роснефть пролоббировала снятие ограничений по уполномоченному банку, в который должны быть перечислены средства ликвидационного фонда,
  • Роснефть разъяснила ONGC дальнейший порядок действий по получению доли участия в российском операторе Сахалин-1,
  • предлагался вариант использования дивидендов, начисленных индийским государственным компаниям от участия в проектах Ванкорнефть (у ONGC 26%, еще 23,9% - у консорциума в составе Indian Oil, Oil India и Bharat Petroresources) и Таас-Юрях Нефтегазодобыча (29,9% у консорциума Oil India, Indian Oil и Bharat Petroresource) - эти средства поступают на счета индийских компаний в России и на территории нашей страны ими можно распоряжаться без ограничений, речь идет о сумме в 361,9 млн долл. США,
  • в феврале 2024 г. индийские СМИ писали, что ONGC обратилась к Роснефти с вопросом о возможности перевода средств ликвидационного фонда в рублях и определении порядка подтверждения суммы на дату платежа, подлежащей перечислению. Здесь Роснефть также вступила в диалог с с российскими властями, чтобы подготовить необходимые поправки в законодательные акты.
Сейчас необходимый документ вышел и формально ONGC ничего не мешает произвести необходимый перевод и получить причитающуюся ей долю участия в проекте Сахалин-1.

Другие требования

Отметим, что указ президента от 1 сентября 2025 г. - не единственное изменение в указе о переводе проекта Сахалин-1, внесенные за последние недели.

В день встречи с президентом США Д. Трампом В. Путин подписал указ №559 от 15 августа 2025 г., также вносящий изменения в указ №723 от 7 октября 2022 г. Новым указом в перечень мер по переводу проекта Сахалин-1 в российскую юрисдикцию внесены 3 дополнительные условия, которые одновременно должен выполнить иностранный участник консорциума для получения своей доли участия в проекте Сахалин-1:
  • зачисление на расчетный счет ООО Сахалин-1 денежных средств, ранее накопленных на ликвидационном счете,
  • заключение договоров поставки необходимого для проекта оборудования иностранного производства и запчастей к нему, а также договоров о техническом сотрудничестве,
  • совершение действий для снятия экономических санкций, негативно влияющих на работу оператора, включая при необходимости их судебное обжалование.
Ранее для конвертации было достаточно желания иностранного участника проекта и одобрения от правительства РФ, но в контексте саммита президентов РФ и США на Аляске ExxonMobil было фактически сделано приглашение к возвращению в проект Сахалин-1, правда с достаточно жесткими (хоть и размытыми) условиями. Это ожидаемо, учитывая действия ExxonMobil - весной 2022 г. ExxonMobil заявила о полном уходе из России, остановив при этом добычу на проекте и попытавшись передать права по СРП Сахалин-1 неназванной третьей стороне, но эта попытка была заблокирована российскими властями. Возобновить добычу удалось лишь в ноябре 2022 г. без ExxonMobil, однако технологическая помощь бывшего партнера была бы полезна, т.к. остановка добычи могла негативно сказаться на качестве запасов месторождений проекта Сахалин-1.

Пункт о зачислении средств на ликвидационный счет однозначно адресован ONGC, тогда как пункт о действиях по снятию санкций, скорее, апеллирует к позиции Японии. Правительство Японии решило конвертировать долю участия Sodeco в ООО Сахалин-1, подчеркивая стратегическую важность проекта для энергетической безопасности страны. Однако судьбой проекта Сахалин-1 Япония озабочена гораздо меньше, чем Сахалином-2, где Япония также сохранила доли участия своих компаний после перевода проекта в российскую юрисдикцию. Так, для проекта Сахалин-2 Япония добилась исключения из-под действия потолка цен, поскольку поставки нефти включены в тот же контракт, что и важные для страны поставки сжиженного природного газа (СПГ). С Сахалина-1 Япония нефть не импортирует, поэтому никаких действий для получения исключений для проекта даже не стала пытаться предпринимать, ограничившись тем, что не присоединилась к инициированному ЕС снижению потолка с 60 долл. США/барр. до 47,6 долл. США/барр. с 3 сентября 2025 г. Дивиденды от своих сахалинских проектов Япония при этом вполне охотно получает.

Пока никакой информации о реализации этого указа не последовало.

Подпишитесь

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram