USD 92.5058

-0.79

EUR 98.9118

-0.65

Brent 87.99

-0.05

Природный газ 1.966

-0

8 мин
...

Комитет Госдумы по энергетике одобрил проект бюджета на 2024-2026 гг

На заседании комитета обсуждались горячие темы: топливный рынок и экспорт СПГ.

Комитет Госдумы по энергетике одобрил проект бюджета на 2024-2026 гг

Источник: Госдума РФ

Москва, 10 окт - ИА Neftegaz.RU. Комитет Госдумы по энергетике обсудил проект федерального бюджета на 2024 г. и плановый период 2025-2026 гг.
Расширенное заседание комитета с участием главы Минэнерго РФ Н. Шульгинова состоялось 9 октября 2023 г.

Финансирование энергетики

Говоря о финансировании госпрограммы «Развитие энергетики», министр отметил, что бюджетные средства по ней распределяются между 3 ответственными ФОИВами: Минэнерго, ФАС и Росжелдором.
Н. Шульгинов уточнил, что госпрограмма, реализующаяся по 3 ключевым направлениям, на 3 года предусматривает финансирование в объеме почти 88 млрд руб.:
  • 1я подпрограмма - диверсификация экспорта энергоресурсов. Это федеральный проект гарантированного обеспечения транспорта нефти и нефтепродуктов. Здесь закладываются, в частности, средства для строительства регазификационного комплекса сжиженного природного газа (СПГ) в Камчатском крае;
  • 2я подпрограмма касается гарантированного обеспечения доступной энергией;
  • 3я подпрограмма федерального проекта «Чистая энергетика» предполагает строительство заправок компримированного природного газа (КПГ), переоборудование существующей автомобильной техники, а также развитие и производство заправочной инфраструктуры СПГ.

Также участники заседания обсудили финансирование программы социально-экономического развития новых регионов.
Н. Шульгинов сообщил, что бюджетные ассигнования на 2024 г., а также плановый период 2025-2026 гг. выделяются на восстановление и строительство распределительных сетей, формирование аварийного резерва, на реструктуризацию действующих шахт ДНР и ЛНР и т.д.
Средства для этих целей резервируются Минфином, но в конечном итоге за развитие ТЭК, в т.ч. в новых регионах, отвечает именно Минэнерго.
В связи с этим Н. Шульгинов указал на необходимость рассмотреть возможность доведения этих средств напрямую Минэнерго.

Донастройка топливного рынка

При рассмотрении проекта бюджета Комитет по энергетике особое внимание уделил теме ценообразования на топливо и вопросам донастройки топливного рынка.
В отношении топливного рынка России было отмечено, что:
  • действующим законодательством не предусмотрено госрегулирование цен на нефтепродукты, цены во всех сегментах рынка формируются на рыночных условиях,
  • производства топлива достаточно для удовлетворения внутреннего спроса:
    • в 2022 г. было произведено 127 млн т топлива, в т.ч. 85 млн т и дизельного топлива и 42 млн т бензина,
    • до конца 2023 г. ожидается увеличение показателей производства до 131 млн т - более 88 млн т дизеля и 43 млн т бензина,
    • ожидаемое потребление на внутреннем рынке составит 87 млн т топлива, из них дизеля - 51 млн т, бензина - 36 млн т;
  • по данным РЭА Минэнерго РФ, по состоянию на 4 октября 2023 г. цен на топливо в рознице по бензину марок АИ-92 и АИ-95 с начала года составил 5,81% и 5,98% соответственно, на дизельное топливо - 5,53%, а рост биржевых цен с учетом принятых мер по ограничению экспорта нефтепродуктов составил по АИ-92 - 52,42%, по АИ-95 - 36,1%,
  • рост цен на АЗС в этих условиях ниже ожидаемой инфляции свидетельствует о субсидировании розничных цен на АЗС за счет экспорта нефтепродуктов.

Также комитет обозначил свою позицию в отношении причин роста цен на топливо и эффекта от действий правительства РФ по стабилизации рынка:
  • ситуацию с ценами на топливо в текущем году усугубило решение о сокращении вдвое демпферных выплат в условиях большого налогового маневра:
    • в 2022 г. их объем составил 2,17 трлн руб., в федеральный бюджет на 2023 г. на эти цели было заложено 1,2 трлн руб.,
    • с учетом корректировки выплат, решение о которой было принято в июле, эта сумма значительно уменьшена,
    • это решение потребовалось для балансировки федерального бюджета;
  • при этом акцизы и налоговая составляющая в стоимости топлива превысили 85%, что и привело к росту цен НПЗ и биржевых цен;
  • на фоне резкого роста стоимости дизеля на внешних рынках увеличились объемы т.н. серого экспорта, что спровоцировало дефицит топлива на фоне роста спроса, в т.ч. со стороны сельхозпроизводителей, которые закупают его на оптовом и мелкооптовом рынке в период уборочной,
  • это, в свою очередь, породило спекулятивный рост цен на дизель до 80-100 тыс. руб./т,
  • правительством РФ были приняты срочные меры по балансировке топливного рынка, ограничению экспорта и наполнению внутреннего рынка, что позволяет стабилизировать ситуацию, убрать дефицит и спекулятивный фактор и добиться тенденции снижения цен.

Участники расширенного заседания пришли к выводу, что ситуация показала недостаточность регулирования внутреннего рынка топлива.
Для сглаживания влияния колебаний мировых цен и других внешних факторов на внутренние цены необходимы решения долгосрочного характера, направленные на донастройку топливного рынка.
Комитет поддержал принятые правительством РФ меры, прежде всего изменение коэффициента по демпферу с 0,5 до 1 для обеспечения равнодоходности поставок нефтепродуктов на внешний и внутренний рынки и увеличение нормативов биржевой продажи бензина 5го класса до 15%, дизеля - до 12,5%.
Кроме того, комитет предложил рассмотреть возможность предоставления субсидии сельхозпроизводителям в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в размере уплачиваемых акцизов и обеспечить расширение мощностей продуктопроводной системы РФ, включая железнодорожный транспорт.

А может газ?

Председатель Комитета по энергетике П. Завальный на заседании комитета отметил, что одним из путей снижения затрат на топливо является перевод техники на природный газ (КПГ, СПГ).
Тезисы от П. Завального:
  • мы потребляем порядка 87 млн т/год жидких топлив,
  • стоимость сжатого метана в среднем по России составляет 18 руб./м3, СПГ - 36 руб./м3, что значительно дешевле бензина и дизельного топлива,
  • замещение жидких топлив этими видами газа дает бюджетный эффект в виде:
    • отсутствия необходимости выплаты демпфера нефтеперерабатывающим предприятиям,
    • увеличивает экспортный потенциал нефтяной отрасли,
    • дает экономический эффект для транспортных компаний,
    • снижает стоимость перевозок;
  • плюс экология: использование газа дает возможность достичь 6го класса экологической безопасности топлива, для сравнения: жидкие топлива, которые мы производим, дают максимум 5й класс, нужно активнее стимулировать переход транспорта на газ.

Госпрограмма «Развитие энергетики» предусматривает субсидирование до 48% расходов по переводу транспорта с бензина на метан.
Программа распространяется на все субъекты РФ, что должно способствовать увеличению реализации метана в качестве моторного топлива до не менее 10 млрд м3/год к 2035 г.
При этом средняя загрузка заправочных станций составляет менее 30% при нормативе не менее 80%, что свидетельствует о недостаточном стимулировании спроса.
В связи с этим Комитет Госдумы по энергетике предложил рассмотреть возможность введения дополнительных мер господдержки (субсидирование, льготные кредиты и лизинговые программы) для производства газомоторной техники, в т.ч. для сельскохозяйственных нужд, а также увеличение стимулирования переоборудования техники на газомоторное топливо (ГМТ) в частном секторе.

Бесконтрольный экспорт СПГ?

Кроме того, на заседании профильный комитет Госдумы рассмотрел проект поправок в закон об экспорте газа, разрешающий зарубежные поставки СПГ без привязки к конкретным месторождениям.
Законопроект вызвал бурное обсуждение.
Напомним, что в июле 2023 г. группа депутатов внесла в Госдуму проект поправок к закону об экспорте СПГ, согласно которому разрешается экспортировать СПГ без привязки к лицензиям на конкретные месторождения.
Это предложение в начале июня 2023 г. озвучил глава НОВАТЭКа Л. Михельсон в связи с реализацией планируемого проекта Мурманский СПГ, в рамках которого добычей газа будет заниматься одно юрлицо, транспортировкой - другое, а сжижением и экспортом - третье.
Законопроект предлагает:
  • обеспечить возможность экспорта СПГ с СПГ-проектов без привязки к участкам недр федерального значения, лицензии на которые предусматривают использование добытого природного газа для производства СПГ,
  • предоставление возможности экспорта СПГ юридическим лицам, которые входят в одну группу с организациями, уже имеющими право на экспорт СПГ.

Критике этот законопроект на заседании комитета Госдумы по энергетике подверг замначальника Департамента 623 (перспективное развитие) - начальник управления Газпрома К. Полоус.
Тезисы от К. Полоуса:
  • законопроект дает право отдельным компаниям осуществлять экспорт СПГ без привязки к конкретным месторождениям, т.е. позволяет использовать не только собственные месторождения, согласованные государством для экспорта СПГ, а совершенно любую ресурсную базу для этих целей,
  • что это значит?
  • по сути у отдельных недропользователей появится возможность максимизировать экспорт газа в форме СПГ в ущерб поставкам на внутренний рынок, а также выступать посредниками при продаже газа на экспорт для других компаний,
  • таким образом, законопроект в предлагаемой редакции создает предпосылки для бесконтрольного экспорта СПГ из России, повышает риски надежного обеспечения газом российских потребителей,
  • другими словами, в перспективе на отечественном газовом рынке мы сможем увидеть то же, что и сейчас на внутреннем рынке нефтепродуктов,
  • рассматриваемый законопроект содержит существенные риски, которые могут привести к значительному снижению энергетической безопасности России,
  • по нашим оценкам, проекты Газпрома и других компаний, обеспеченные собственной сырьевой базой, позволяют достичь поставленного президентом РФ В. Путиным целевого производства СПГ в 100 млн т/год без изменения законодательства РФ.
Начальник Департамента 313 Газпрома (взаимодействие с органами власти РФ) В. Марков пояснил, что опасения компании связаны не с самим принятием законопроекта, а с теми последствиями, которые он вызовет: последствия переговорных процессов между юридическими лицами, последствия для внутреннего рынка газа, последствия для ценообразования.

В свою очередь, РФ Н. Шульгинов сообщил, что Минэнерго РФ поддерживает данный законопроект и не видит угроз конкуренции СПГ и трубопроводного газа после его принятия.
На отсутствие рисков указал и первый замглавы Минэнерго РФ П. Сорокин:
  • закон на самом деле взвешенный,
  • он не позволяет проходить любым юрлицам фильтр этот, потому что он наделяет данным правом только тех, у кого уже есть лицензия на СПГ и экспорт, поэтому это очень такое естественное ограничение,
  • плюс 2й уровень защиты - это стратегический документ, в котором должен быть данный проект, что тоже означает, что проекты, которые реально будут какой-то риск создавать, они не смогут пройти.
В итоге Комитет Госдумы по энергетике одобрил проект поправок к закону об экспорте газа, разрешающий зарубежные поставки СПГ без привязки к конкретным месторождениям к 1му чтению.
П. Завальный пояснил, что есть поручение президента, поэтому необходимо ускорить рассмотрение, причем срок стоит конкретно до 1 ноября.

Кроме того, Комитет Госдумы по энергетике одобрил ко 2му чтению законопроект о внесении поправок в закон об экспорте газа, предоставляющий право на экспорт СПГ с месторождений на суше севернее 67° с.ш.
Этот законопроект предоставит право экспорта 36 месторождениям Роснефти в Красноярском крае, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах.
В 1м чтении Госдума приняла законопроект 16 мая 2023 г., П. Завальный ранее говорил, что Госдума планирует принять во 2м и 3м чтениях этот законопроект в октябре.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram