USD 97.8335

0

EUR 105.451

0

Brent 73.87

0

Природный газ 2.669

0

3 мин
...

Роснефть предлагает перевести учет газа при транспортировке по МГП на энергетические единицы

По мнению Роснефти, за счет транспортировки более калорийного газа независимых производителей Газпром получает дополнительный доход, причем не только от самой транспортировки, но и от монопольного права трубопроводного экспорта

Роснефть предлагает перевести учет газа при транспортировке по МГП на энергетические единицы

Источник: Роснефть

Москва, 24 янв - ИА Neftegaz.RU. Роснефть предлагает правительству РФ рассмотреть возможность перевода системы учета газа при транспортировке с объемных единиц (м3) на энергетические (МВт*ч и термы).
Соответствующее предложение содержится в письме главы Роснефти И. Сечина на имя премьер-министра М. Мишустина от 9 декабря 2021 г., сообщил Ъ.

В своем письме И. Сечин предлагает скорректировать подход к нормативному регулированию качества газа при его транспортировке по газотранспортной системе (ГТС) Газпрома.
В настоящее время в России учет транспортируемого газа ведется в м3.
Такой подход не гарантирует сохранения энергетической ценности газа в результате транспортировки в том случае, если фактическая калорийность сдаваемого в ГТС газа превышает минимальное значение.
В процессе транспортировки по магистральным газопроводам (МГП) происходит смешение более калорийного газа независимых производителей из газоконденсатных залежей, а также сухого отбензиненного газа, полученного после переработки попутного нефтяного газа (ПНГ), с более сухим природным газом Газпрома.
Действующие системы измерения на входе и выходе из ГТС позволяют определить потерю качества и снижение калорийности газа при его транспортировке, в связи с чем Газпром получает возможность реализовывать потребителям более калорийную смесь по сравнению с газом собственной добычи.
По мнению И. Сечина, Газпром получает дополнительный доход от магистральной транспортировки газа и от монопольного права трубопроводного экспорта.

В связи с этим И. Сечин просит премьера поручить профильным министерствам проработать вопрос корректировки регулирования для компенсации потерь независимых производителей газа из-за снижения его калорийности в ходе транспортировки.
В качестве примера И. Сечин приводит опыт рынков ЕС и США, где учет газа при транспортировке и поставке конечным потребителям производится в энергетических единицах (МВт*ч и термах).
Это обеспечивает интеграцию газовой и электроэнергетической отрасли как основного потребителя, а также корректный учет энергетической ценности газа, что способствует повышению эффективности обеих отраслей.

Роснефть выступает крупнейшим независимым пользователем ГТС Газпрома.
За 9 месяцев 2021 г. Роснефть добыла 27,6 млрд м3 природного газа и 20,2 млрд м3 ПНГ.
Газ Роснефти поступает из более глубоких горизонтов, из-за этого в нем содержится больше этана, тогда как газ Газпрома, добываемый в основном из сеноманских залежей, более сухой.
Для Роснефти снижение калорийности газа в ГТС оборачивается заметными финансовыми потерями.
По итогам 2020 г. потеря энергетической ценности газа для компании составила около 2,3% от общего объема транспортировки газа по ГТС, что эквивалентно товарной добыче 0,7 млрд м3/год и недополученной выручке от реализации газа в размере свыше 2,5 млрд руб./год.

Средняя цена продажи газа Роснефти в РФ в 2021 г. составила 3,7 тыс. руб./1000 м3.
Плата за калорийность сейчас в среднем составляет около 100-150 руб./1000 м3.
В масштабе всего внутреннего рынка речь идет уже о нескольких десятках миллиардов рублей.

Отметим, что И. Сечин, помимо дополнительных доходов Газпрома от магистральной транспортировки газа, указывает и на выгоды компании от монопольного права трубопроводного экспорта.
Роснефть уже в течение почти 10 лет добивается возможности в том или ином виде экспортировать газ по ГТС РФ.
В 2016 г. казалось, что Роснефти удалось добиться своего, но Газпром возможность экспорта трубопроводного газа Роснефти опроверг.
Тема актуализировалась в 2021 г., когда Роснефть выступила с осторожным предложением, не предполагающим отмену экспортной монополии Газпрома и изменения законодательства.
Роснефть предложила заключить агентское соглашение с Газпромом на экспорт 10 млрд м3/год газа с уплатой повышенного НДПИ на эти объемы, причем поставки должны будут ограничиться действующими контрактами с новыми потребителями, которые не являются покупателями газа Газпрома.
У Роснефти еще в 2017 г. был подписан меморандум с BP о возможности поставок в Европу 10 млрд м3/год газа.
Минэнерго РФ не против такой инициативы в качестве эксперимента, но окончательное решение будет принимать президент РФ В. Путин.

Впрочем, проблема сохранения качества сырья при транспортировке существует и в нефтяной отрасли.
Качественный состав нефти, принимаемый в систему магистральных нефтепроводов (МНП) Транснефти от грузоотправителей, в последние годы ухудшается, в частности, растет содержание серы.
Еще более остро вопрос качества нефти встал в 2019 г. в связи с загрязнением хлорорганическими соединениями нефти в МНП Дружба.
В качестве инструмента контроля качества нефти рассматривалась создание банка качества нефти (БКН) - методики компенсации изменения потребительной стоимости нефти в результате ее смешения в системе МНП.
Однако решения о создании БКН до сих пор не принято.
В связи со снижением качества нефти в МНП, нефтедобывающие компании стремятся организовать альтернативные логистические маршруты транспортировки высококачественной нефти.
Подобное решение приняла Газпром нефть при разработке Новопортовского месторождения на п-ве Ямал, построив нефтеналивной терминал Ворота Арктики.
Этим же путем пойдет Роснефть в рамках проекта Восток Ойл на п-ве Таймыр, организовав транспортировку нефти по Северному морскому пути (СМП) через терминал Бухта Север.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram