Скрытый протекционизм. На заседании в Совбезе РФ обсуждались последствия введения углеводородного налога в ЕС
3 мин
...

Скрытый протекционизм. На заседании в Совбезе РФ обсуждались последствия введения углеводородного налога в ЕС

Из-за углеродного налога страны ЕС могут значительно сократить потребление российской нефти и угля, что станет большим ударом по экономике РФ

Скрытый протекционизм. На заседании в Совбезе РФ обсуждались последствия введения углеводородного налога в ЕС

Москва, 26 авг - ИА Neftegaz.RU. Углеродный налог ЕС является скрытым протекционизмом под благовидным предлогом, его введение потребует ответных мер в виде поддержки наиболее уязвимых российских предприятий.
Об этом замглавы Совбеза РФ Д. Медведев заявил 26 августа 2020 г. на совещании об обеспечении долгосрочных интересов РФ в условиях введения с 2025 г. углеродного налога в ЕС.
В совещании приняли участие вице-премьер В. Абрамченко, глава Минтранса Е. Дитрих, глава Минприроды Д. Кобылкин, глава Минпромторга Д. Мантуров, министр экономического развития М. Решетников, министр финансов А. Силуанов и глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) А. Шохин.

Тезисы от Д. Медведева:
  • введение углеродного налога в ЕС - скрытый протекционизм под очень благовидным предлогом защиты климата,
  • введение такого налога в ЕС будет противоречить нормам действующих международных соглашений, включая рамочную конвенцию ООН по изменению климата, которая не позволяет использовать меры борьбы с изменением климата для ограничения международной конкурентоспособности,
  • углеродный налог может резко увеличить конкурентоспособность товаров из европейских стран по отношению к другим государствам, включая Россию,
  • его введение будет мешать доступу российских товаров на рынок ЕС, 
  • по оценкам академии наук, финансовые потери отечественных экспортеров будут составлять миллиарды евро,
  • в полном объеме объем потерь подсчитать пока невозможно, но речь идет об очень значительных выпадающих доходах,
  • могут пострадать базовые отрасли, такие как черная, цветная металлургия, химическая промышленность, энергетика,
  • из-за такого трансграничного регулирования могут значительно сократиться потребление и российской нефти, и российского угля.


В июле 2020 г. на заседании рабочей группы комитета экологии и природопользования РСПП аудиторская компания KPMG представила оценку последствий введения углеродного налога в ЕС, согласно которой Россия может потерять до 50 млрд евро экспортных дохов до 2030 г. 
  • В оптимистичном сценарии (введение налога в 2028 г., который будет взиматься с разницы между фактическими выбросами СО2 при производстве и эталонным объемом ЕС) нагрузка на российских производителей составит 6 млрд евро в 2028-2030 гг., причем больше других пострадают поставщики газа, никеля и меди, углеродоемкость продукции которых превышает европейский бенчмарк в 2-3 раза, тогда как нефть, нефтехимия, калийные удобрения и др. экспортируемые товаров укладывается в европейский эталон.
  • В базовом сценарии (введение налога в 2025 г. только на прямые выбросы парниковых газов при производстве продукции). нагрузка для российских экспортеров составит 33,3 млрд евро в 2025-2030 гг.
  • В негативном сценарии (введение налога в 2022 г. на все выбросы СО2, включая косвенные, т.е. осуществляемые из любых источников, связанных с деятельностью экспортера) обойдется российским поставщикам в 50,6 млрд евро в 2022-2030 гг.

В связи с серьезным ущербом от возможного введения углеродного налога, Д. Медведев призвал разработать меры поддержки российских компаний.
В первую очередь речь идет о наиболее уязвимых предприятиях и отраслях экономики в целом.
Причем поддержка должна быть обеспечена в т.ч. внутри страны.
Также Д. Медведев не исключил принятие мер внешнего реагирования.
Например, России нужно вести по этой теме переговоры и в двустороннем формате с ЕС, и на профильных международных площадках, включая ВТО.
Однако российские производители хотели бы видеть от власти более ощутимые меры поддержки.

Углеродный налог задумывался ЕС как эффективный инструмент по достижению цели Парижского соглашения по климату - удержанию роста глобальной средней температуры в пределах 1,5-2оС.
В декабре 2019 г. Еврокомиссия (ЕК) запустила проект «Зеленая сделка» (Green Deal), нацеленный на повышение экологичности стран ЕС.
В рамках данного проекта ЕК инициировала ряд законодательных мер, которые планируется принять в ближайшие годы, включая углеродный налог на импорт товаров и переход к экономике с 0-выми выбросами углерода к 2050 г.
Углеродный налог должен войти в новый европейский закон о климате, принятие которого ожидается в 2021 г., а полномасштабное введение - с 2025 г. 

Инициативы ЕС в рамках «зеленой сделки» накладывают серьезные ограничения на поставщиков товаров и энергоресурсов в ЕС.
Это уже вызвало недовольство у ряда стран-экспортеров, которые посчитали, что стремление европейских партнеров ввести углеродный налог под прикрытием климатической повестки является по сути заградительной мерой.
США и Китай, забыв собственные разногласия по торговле, негативно высказались о планах ЕС.
Более того, Германия, являющаяся экономическим флагманом ЕС, отнеслась к таким планам ЕК очень сдержанно.

Автор: Е. Алифирова

Источник : Neftegaz.RU


Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Google News




Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»