...

Н.Комарова. Учет трудноизвлекаемой нефти обойдется дороже льгот

Нефтяные компании в России, возможно, не смогут воспользоваться налоговыми льготами, стимулирующими добычу трудноизвлекаемой нефти, которые предлагает Минфин. Об этом заявила губернатор ХМАО Югры Н.Комарова.

Н.Комарова. Учет трудноизвлекаемой нефти обойдется дороже льгот

Нефтяные компании в России, возможно, не смогут воспользоваться налоговыми льготами, стимулирующими добычу трудноизвлекаемой нефти, которые предлагает Минфин.

Об этом заявила губернатор ХМАО Югры Н.Комарова.

13 мая 2013 в министр финансов РФ А. Силуанов представил на обсуждение в Комитете Госдумы РФ по бюджету и налогам проект «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 - 2016 гг».

На основании этого, подготовленного Правительством РФ документа формируется проект федерального бюджета на очередной финансовый год и 2-летний плановый период.

Как это уже стало традицией, заявления по нефти делает Н. Комарова.

В январе 2012 г Н. Комарова сенсационно предложила создать единуюгосударственную нефтесервисную корпорацию, которая «должна стать крупным игроком на рынке».

В сентябре 2012 г Н.Комарова после заседания Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики отметила, что работающие в ХМАО нефтяные компании приступили к освоению трудноизвлекаемых запасов, но для эффективной организации работы требуется привлечение дополнительных инвестиций в разработку и внедрение инновационных технологий и техники.

Не исключением стали и нынешние слушания.

Ныне Н. Комарову заботит совершенствование налогообложения нефтедобычи.

Н.Комарова не забыла, что поручение разработать концепцию новой системы налогообложения нефтегаза В. Путин дал еще в октябре 2010 г в г Новокуйбышевске по итогам совещания «О проекте Генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2020». Концепция должна обеспечить рентабельную разработку запасов как новых, так и действующих месторождений.

«В последние 3 года в «Основных направлениях налоговой политики» работа по созданию такой системы была сосредоточена на выработке механизмов налогообложения добычи природных ресурсов на основе результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций, так называемый налог на добавочный доход. В рассматриваемом сегодня документе эти задачи в концентрированном виде не вошли в повестку дня. Полагаю, что к этому вопросу необходимо вернуться. Это значительный резерв экономического роста, его нужно использовать», - деловито сообщила Н. Комарова, добавив, что «Налоговые условия должны быть такими, чтобы проекты по добыче трудноизвлекаемой нефти были привлекательны для инвесторов и конкурентоспособны».

Министерство финансов в проекте документа предложило установить понижающие коэффициенты по НДПИ при разработке месторождений, содержащих трудноизвлекаемую нефть. Обязательным условием для применения понижающего коэффициента к ставке НДПИ является обеспечение компаниями прямого раздельного учета нефти, добываемой из трудноизвлекаемых запасов.

Н.Комарова обращает внимание на 3 важных вопроса.

1.Предлагается обязательным условием для применения пониженного коэффициента к ставке НДПИ считать обеспечение компаниями прямого раздельного учета нефти, добываемой из залежей, содержащих трудноизвлекаемые запасы.

«На практике это означает, что для получения льготы нефтяникам требуется, во-первых, фактически продублировать значительную часть наземной инфраструктуры, во-вторых, создать принципиально новую и дорогостоящую подземную часть. В качестве примера приведу расчеты Сургутнефтегаза. По расчетам компании, экономический эффект от применения понижающего коэффициента составит 39,4 млрд рублей в отношении планируемой на этих участках до 2020 г добычи 9,4 млн тонн нефти. А дополнительные капитальные вложения для организации системы прямого раздельного сбора и учёта добытой из таких залежей нефти составят 47,7 млрд рублей. Таким образом, учитывая убыточность операционной деятельности при разработке трудноизвлекаемых запасов, поставленная в «Основных направлениях налоговой политики» цель - стимулирование вовлечения в разработку трудноизвлекаемых запасов нефти - не будет достигнута. И только по Сургутнефтегазу в разработку не будут вовлечены более 253 миллионов тонн трудноизвлекаемых запасов нефти».

2.Предлагается комплексное применение отраслевого и налогового законодательства для качественного учёта объемов добываемой нефти.

«Полагаю, что риски недоучета добываемого сырья, которые, безусловно, существуют при применении, например, расчетной системы учета нефти вместо раздельного сбора и учета, несопоставимо ниже потенциальных экономических выгод для экономики всей страны от масштабной разработки трудноизвлекаемых запасов. При этом подчеркну и то, что на обеспечение комплексного учета объемов добытой нефти должно в полном объеме работать и всё законодательство, регулирующее вопросы недропользования. Эти нормы не должны «спать», они должны прагматично работать на то, чтобы снять риски недоучета объема добычи. Отраслевое и налоговое законодательство, дополняя друг друга, должны усиливать эффект их исполнения».

3.Предлагается внести поправки в подготовленный законопроект.

«Зачем упускать ценное для экономики время? Президент говорит о привлекательности и инвестиционной конкурентоспособности проектов. По данным Сургутнефтегаза, эффективность этих наших решений для компании – 1,3% от возможного потенциала. Вывод очевиден: прямой раздельный учёт нефти не стимулирует добычу трудноизвлекаемых запасов нефти, вопреки ожиданиям, предусмотренным в «Основных направлениях налоговой политики».

Будут ли учтены предложения Н.Комаровой или нет, пока неизвестно.

Известно, что государственная нефтесервисная корпорация пока не создана, и привлечение дополнительных инвестиций в разработку и внедрение инновационных технологий и техники тоже - вопрос открытый.

Напомним, в ноябре 2012 г Минфин РФ подготовил законопроект, который устанавливает льготные ставки НДПИ для новых инвестпроектов по разработке трудноизвлекаемой нефти, в том числе предусматривающий 0-ю ставку для Баженовской и Абалакской свит на 15 лет.

А в 2014 г вступит в силу специальная схема расчета льгот по НДПИ для месторождений с трудноизвлекаемой нефтью.

«Законопроект в правительстве. Нужно, чтобы оно его рассмотрело и внесло в Госдуму. Думаю, что с середины 2013 года уже не получится. Думаю, что это 1 января 2014 года, скорее», - сказал С.Шаталов.

Источник : Neftegaz.RU


Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram
Новости СМИ2




Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»