Базовый сценарий включает следующие положения:
- общие выбросы парниковых газов сократятся с учетом поглощения до 1,194 млрд т CO2-эквивалента;
- выбросы парниковых газов в ТЭК должны снизиться более чем на 300 млн т (до 629 млн т),
- выбросы от сжигания топлива населением и в жилищно-коммунальных хозяйствах - на 25 млн т (169 млн т);
- более чем в 2 раза вырастет абсорбция парниковых газов в землепользовании и лесном хозяйстве - это позволит поглотить около 1,1 млрд т СO2-эквивалента;
- рост выработки электроэнергии - в основном за счет безуглеродной и низкоуглеродной генерации;
- проводится масштабная электрификация и цифровизация транспорта и технологических процессов в отраслях промышленности;
- создаются условия для широкой реализации климатических проектов:
- прежде всего, по повышению энергетической эффективности реального сектора экономики,
- по повышению качества естественных поглотителей и накопителей парниковых газов;
- развиваются инновационные направления на базе:
- водородной энергетики,
- точного земледелия, создаются системы наблюдения за поглощающей способностью природных экосистем на всей территории РФ;
- в нескольких российских субъектах будут введены системы квотирования выбросов в рамках эксперимента по достижению на уровне региона углеродной нейтральности;
- затраты на реализацию сценария составят 1,5 % от российского ВВП
Другим вариантом является интенсивный сценарий:
- сокращение вредных выбросов будет происходить в основном за счет масштабного привлечения инвестиций:
- в декарбонизацию российской экономики,
- в природный капитал РФ;
- структура выработки электроэнергии существенно изменится благодаря замещению неэффективной угольной и газовой генерации возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ);
- суммарная доля производства электроэнергии на атомных (АЭС) и гидроэлектростанциях (ГЭС), а также объектами ВИЭ-генерации вырастет к 2050 г. до 73 %;
- при этом для покрытия спроса будет необходимо ввести 280 ГВт мощности, которая будет обеспечиваться за счет строительства СЭС, ВЭС, АЭС;
- такие меры позволят снизить углеродоемкость российской электроэнергетики на 45 % по отношению к 2019 г;
- затраты на реализацию сценария составят 4 % от российского ВВП.
Еще один – агрессивный – сценарий подразумевает:
- ускорение реализации программы интенсивного сценария с привлечением более масштабных инвестиций;
- всеобъемлющее изучение, сбережение и повышение качества всех доступных естественных поглотителей и накопителей парниковых газов, что позволит реализовать имеющийся потенциал увеличения поглощающей способности природных экосистем, оцениваемый в 2-2,5 млрд т/год эквивалента углекислого газа.
4й - инерционный - сценарий имеет следующие особенности:
- сохранение текущих темпов поглощения CO2,
- чистая эмиссия парниковых газов за 2021-2050 гг. превысит показатели ЕС за аналогичный период;
- цели по сокращению чистой эмиссии вредных газов не будут;
- затраты на реализацию сценария составят 1 % от российского ВВП
- формирование в экономике новых «точек роста»,
- рост уровня инвестиционной активности бизнеса,
- ускорение процессов технологической модернизации российской экономики.
- рассматривается возможность перенаправления экспорта российских углеводородов с запада на восток, в тч за счет экспорта сжиженного природного газа (СПГ).
Документ представлял из себя переработку проекта комплексного плана (дорожной карты) повышения энергоэффективности российской экономики 2020 г.
В новой версии упор был сделан на декарбонизацию вместо «снижения энергоемкости ВВП как ключевого фактора экономического роста».
Фокус стратегии был перенаправлен на уменьшение энергоемкости и углеродоемкости экономики.
Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ формирует основу для разработки долгосрочных стратегий и государственного стратегического планирования.7 мая 2012 г, снова став Президентом, В. Путин подписал 1й пакет указов, получивших название «майских», в тч по энергетике.
В 2013 г. был принят Прогноз социально-экономического развития РФ до 2030 г.
В. Путин, после очередного вступления в должность, 7 мая 2018 г подписал новый «майский указ», определяющий цели развития РФ на период до 2024 г.
К сожалению, по ряду социальных целей нет тенденции к выполнению, таких как:
- обеспечение устойчивого естественного роста численности населения РФ,
- повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 г и до 80 лет к 2030 г,
- обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции,
- снижение уровня бедности в России в 2 раза,
- улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей/год,
- развитие Северного морского пути (СМП) и увеличения грузопотока по нему до 80 млн т/год,
- увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в 1,5 раза, до 180 млн т/год,