USD 97.5499

0

EUR 106.1426

0

Brent 74.39

+1.29

Природный газ 2.588

-0.07

, Обновлено 13:35
4 мин
...

Минэкономразвития России разработало несколько долгосрочных сценариев развития страны на пути к декарбонизации. Пусть будут

Их общей задачей является формирование в экономике новых «точек роста»

Минэкономразвития России разработало несколько долгосрочных сценариев развития страны на пути к декарбонизации. Пусть будут

Москва, 26 авг - ИА Neftegaz.RU. Минэкономразвития России разработало 4 сценария стратегии социально-экономического развития страны с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г.

Базовый сценарий включает следующие положения:

  • общие выбросы парниковых газов сократятся с учетом поглощения до 1,194 млрд т CO2-эквивалента;
    • выбросы парниковых газов в ТЭК должны снизиться более чем на 300 млн т (до 629 млн т),
    • выбросы от сжигания топлива населением и в жилищно-коммунальных хозяйствах - на 25 млн т (169 млн т);
  • более чем в 2 раза вырастет абсорбция парниковых газов в землепользовании и лесном хозяйстве - это позволит поглотить около 1,1 млрд т СO2-эквивалента;
  • рост выработки электроэнергии - в основном за счет безуглеродной и низкоуглеродной генерации;
  • проводится масштабная электрификация и цифровизация транспорта и технологических процессов в отраслях промышленности;
  • создаются условия для широкой реализации климатических проектов:
    • прежде всего, по повышению энергетической эффективности реального сектора экономики,
    • по повышению качества естественных поглотителей и накопителей парниковых газов;
  • развиваются инновационные направления на базе:
    • водородной энергетики,
    • точного земледелия, создаются системы наблюдения за поглощающей способностью природных экосистем на всей территории РФ;
  • в нескольких российских субъектах будут введены системы квотирования выбросов в рамках эксперимента по достижению на уровне региона углеродной нейтральности;
  • затраты на реализацию сценария составят 1,5 % от российского ВВП

Другим вариантом является интенсивный сценарий:

  • сокращение вредных выбросов будет происходить в основном за счет масштабного привлечения инвестиций:
  • структура выработки электроэнергии существенно изменится благодаря замещению неэффективной угольной и газовой генерации возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ);
    • суммарная доля производства электроэнергии на атомных (АЭС) и гидроэлектростанциях (ГЭС), а также объектами ВИЭ-генерации вырастет к 2050 г. до 73 %;
    • при этом для покрытия спроса будет необходимо ввести 280 ГВт мощности, которая будет обеспечиваться за счет строительства СЭС, ВЭС, АЭС;
    • такие меры позволят снизить углеродоемкость российской электроэнергетики на 45 % по отношению к 2019 г;
  • затраты на реализацию сценария составят 4 % от российского ВВП.

Еще один – агрессивный – сценарий подразумевает:

  • ускорение реализации программы интенсивного сценария с привлечением более масштабных инвестиций;
  • всеобъемлющее изучение, сбережение и повышение качества всех доступных естественных поглотителей и накопителей парниковых газов, что позволит реализовать имеющийся потенциал увеличения поглощающей способности природных экосистем, оцениваемый в 2-2,5 млрд т/год эквивалента углекислого газа.

4й - инерционный - сценарий имеет следующие особенности:

  • сохранение текущих темпов поглощения CO2,
  • чистая эмиссия парниковых газов за 2021-2050 гг. превысит показатели ЕС за аналогичный период;
  • цели по сокращению чистой эмиссии вредных газов не будут;
  • затраты на реализацию сценария составят 1 % от российского ВВП
Авторы проекта отмечают, что все сценарии имеют общие задачи:
  • формирование в экономике новых «точек роста»,
  • рост уровня инвестиционной активности бизнеса,
  • ускорение процессов технологической модернизации российской экономики.
  • рассматривается возможность перенаправления экспорта российских углеводородов с запада на восток, в тч за счет экспорта сжиженного природного газа (СПГ).
Напомним, в июле 2021 г., стало известно, что в Минэкономразвития разработали стратегию энергоэффективности, которая предполагает сократить выбросы парниковых газов до 150 млн т/год.
Документ представлял из себя переработку проекта комплексного плана (дорожной карты) повышения энергоэффективности российской экономики 2020 г.
В новой версии упор был сделан на декарбонизацию вместо «снижения энергоемкости ВВП как ключевого фактора экономического роста».
Фокус стратегии был перенаправлен на уменьшение энергоемкости и углеродоемкости экономики.

Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ

Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ формирует основу для разработки долгосрочных стратегий и государственного стратегического планирования.
7 мая 2012 г, снова став Президентом, В. Путин подписал 1й пакет указов, получивших название «майских», в тч по энергетике.
В 2013 г. был принят Прогноз социально-экономического развития РФ до 2030 г.
В. Путин, после очередного вступления в должность, 7 мая 2018 г подписал новый «майский указ», определяющий цели развития РФ на период до 2024 г.
К сожалению, по ряду социальных целей нет тенденции к выполнению, таких как:
  • обеспечение устойчивого естественного роста численности населения РФ,
  • повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 г и до 80 лет к 2030 г,
  • обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции,
  • снижение уровня бедности в России в 2 раза,
  • улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей/год,
Вместе с тем, ряд целей достигнуты или есть существенный прогресс:
И хотя майские указы выполняются не в полной мере, наличие долгосрочной стратегии, в какой-то мере, успокоит граждан.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram