Москва, 23 ноя - ИА Neftegaz.RU. Кузбасс из-за западных санкций на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) вывезет максимум 48,5 млн т угля вместо запланированных 58 млн т.
Также планируется сокращение вывоза угля и в 2023 г.
Об этом сообщил в бюджетном послании к депутатам Законодательного собрания Кемеровской области губернатор С. Цивилев.
Тезисы С. Цивелева:
- Ситуация в отрасли сложная;
- Угольные компании попали под санкции — с 10 августа вступило в действие эмбарго на поставки российского угля в страны Евросоюза;
- Наши угольщики нашли новые рынки, выстроили новые логистические цепочки;
- Но по-прежнему главной проблемой остается вывоз угля;
- Для всей нашей страны и для Кузбасса приоритетными являются рынки АТР;
- В 2022 г. по поручению президента в восточном направлении мы должны были вывезти на экспорт за год 58 млн т угля, но вывезут РЖД в лучшем случае 48,5 млн т.;
- В 2023 г. по поручению президента в восточном направлении из Кузбасса должно быть вывезено 63 млн т.
- А РЖД нам предлагает вывезти 52,5 млн т,
- это на 10,5 млн т меньше, чем указано в поручении президента;
- При этом наши угольщики могут намного больше добывать и поставлять угольной продукции потребителям.
Также губернатор подчеркнул, что увеличение вывоза угля в восточном направлении остается важнейшим вопросом для региона, который власти Кузбасса будут отстаивать на всех уровнях.
Напомним, 3 ноября 2022 г. С. Цивелев направил к председателю правительства РФ М. Мишустину письмо с просьбой оказать содействие в вывозе угля на экспорт.
В региональном министерстве угольной промышленности тогда отмечали, что ситуация с вывозом кузбасского угля на экспорт не улучшается.
Основная причина недогрузов — системные ограничения со стороны РЖД, в результате которых, в Кузбассе ежесуточно остаются без движения до 180 и более груженых поездов с углем, в тч на подъездных путях предприятий-грузоотправителей, повышаются риски смерзаемости груза.
РЖД в свою очередь сообщали, что длительно простаивающих вагонов с углем на сети компании нет:
- Одной из технологических мер регулирования грузовых перевозок является краткосрочное размещение поезда на станции.
- Технология позволяет регулировать грузопоток и сохранить его ритмичность.
- Сегодня спрос на грузовые перевозки в восточном направлении существенно превосходит расчетные провозные параметры инфраструктуры.
- Понимая потребности грузоотправителей, РЖД старается использовать все возможные технологические меры и принимает к перевозке максимальные объемы грузов, используя свои пропускные способности в сверхнапряженном режиме.
При этом, перевозка угля во внутригосударственном сообщении на восток из Кузбасса выросла с начала года почти на 45%.
По данным кузбасских властей, общее падение объемов добычи угля в регионе по итогам 2022 г. составит порядка 15%, объем добычи ожидается на уровне 207 млн т.
10 октября вице-премьер РФ А. Новак сообщил, что падение экспорта угля из РФ за первые 7 месяцев 2022 г. составило 8,6%, но в значительной степени было компенсировано повышенным спросом на внутреннем рынке, заявил в своей колонке в журнале Энергетическая политика.
По данным Росстата, добыча угля в РФ в январе-августе 2022 г. сократилась на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 277 млн т.
В октябре 2022 г. поставки российского угля в Индию могли сократится на 51% в сравнении с сентябрем и составить 730 тыс. т.
7 сентября 2022 г., выступая на ВЭФ, президент РФ В. Путин признал, что прежнее решение не расширять Байкало-Амурскую (БАМ) и Транссибирскую магистрали было принято ошибочно из-за недооцененных объемов перевозок, прежде всего угля, на восточном направлении.
Замминистра энергетики РФ С. Мочальников заявил, что Россия будет увеличивать экспорт угля с 2024 г., используя все логистические возможности.
15 ноября 2022 г. кабмин РФ сообщил о решении не вводить экспортные пошлины на энергетический и коксующийся уголь с начала 2023 г. в связи с тем, что средняя цена продажи российского угля по контрактам составляет 130-140 долл. США/т, и при ней РФ вряд ли что-то соберет с угольщиков.
Автор: А. Гончаренко