Nord Stream 2 AG продолжает споры по обновленной газовой директиве ЕС и ее применимости к МГП Северный поток-2
Перспективы туманные
Источник: Nord Stream 2
Это следует из отчета Газпрома по МСФО за 3й квартал 2021 г., опубликованной 29 ноября 2021 г.
25 октября 2021 г. Nord Stream 2 AG направила в адрес арбитражного трибунала ответный меморандум по существу разбирательства, а также контрмеморандум на возражения ЕС относительно юрисдикции арбитражного трибунала рассматривать спор.
Оспаривание Nord Stream 2 AG обновленной газовой директивы ЕС и ее применимость к МГП Северный поток-2 длится уже более 2 лет.
Обновленная газовая директива ЕС вступила в силу 23 мая 2019 г., распространив нормы 3го энергопакета ЕС на морские газопроводы, входящие на территорию стран ЕС.
В частности, речь идет о разделении деятельности по добыче и транспортировке газа (анбандлинг) и доступу сторонних компаний к мощностям газопровода.
В случае МГП Северный поток-2 принципиальное отсутствие альтернативных поставщиков означает фактическое ограничение мощности газопровода на 50%, как в случае с МГП OPAL, восточным отводом от МГП Северный поток в Германии.
25 июля 2019 г. Nord Stream 2 AG обратилась в Общий суд ЕС с заявлением о признании недействительными и отмене поправок к новой газовой директиве ЕС, вступившей за 2 месяца до этого.
Свою позицию компания обосновала тем, что поправки к газовой директиве носят дискриминационный характер, приняты с нарушением принципов равноправия и пропорциональности, злоупотреблением полномочиями, а также с нарушением правил процедуры.
20 мая 2020 г. Общий суд ЕС отклонил иск Nord Stream 2 AG по процессуальным основаниям, в ответ компания 28 июля 2020 г. направила в Суд справедливости жалобу на это решение.
В январе 2021 г. Nord Stream 2 AG представила ответ на ранее направленные Советом ЕС и Европейским парламентом возражения на свою жалобу от 28 июля 2020 г., а в мае 2021 г. - ответ на возражения Польши, Латвии и Эстонии, ранее заявивших о присоединении к процессу на ту же жалобу.
26 сентября 2019 г. Nord Stream 2 AG направила в адрес ЕК уведомление об инициировании арбитражного разбирательства арбитражным трибуналом ad hoc по правилам ЮНСИТРАЛ против ЕС в рамках Договора к Энергетической хартии.
Компания настаивает, что приняв поправки к газовой директиве ЕС, которые носят дискриминационный характер, ЕС нарушил свои обязательства, закрепленные в статьях 10 и 13 Договора к Энергетической хартии.
В феврале 2020 г. был сформирован арбитражный трибунал, который будет рассматривать спор (место арбитража - г. Торонто, Канада).
3 июля 2020 г. Nord Stream 2 AG направила в адрес арбитражного трибунала заявление по существу разбирательства, в ответ на которое ЕС представил свое заявление от 15 сентября 2020 г., содержащее возражения относительно юрисдикции арбитражного трибунала рассматривать спор и просьбу о бифуркации (рассмотрении иска по формальным обстоятельствам до его рассмотрения по существу), Nord Stream 2 AG на него ответила.
Слушания по вопросу о бифуркации состоялись 8 декабря 2020 г. и решением арбитражного трибунала от 31 декабря 2020 г. просьба ЕС о бифуркации была отклонена.
3 мая 2021 г. ЕС представил заявление по существу разбирательства, на что Nord Stream 2 AG 25 октября 2021 г. направила в адрес арбитражного трибунала ответный меморандум по существу разбирательства, а также контрмеморандум на возражения ЕС относительно юрисдикции арбитражного трибунала рассматривать спор.
Также в отчетности Газпрома отражена юридическая эпопея Nord Stream 2 AG против решения Федерального сетевого агентства ФРГ (Bundesnetzagentur, BNetzA) об отказе в выводе МГП Северный поток-2 из-под обновленной газовой директивы ЕС.
15 июня 2020 г. Nord Stream 2 AG направила в Высший земельный суд г. Дюссельдорф жалобу на решение Федерального сетевого агентства ФРГ от 15 мая 2020 г., которым Nord Stream 2 AG было отказано в предоставлении освобождения газопровода из-под действия ключевых положений обновленной газовой директивы ЕС.
Слушания по делу состоялись 30 июня 2021 г., решение Высшего земельного суда г. Дюссельдорф об отказе в удовлетворении жалобы было обнародовано 25 августа 2021 г.
21 сентября 2021 г. Nord Stream 2 AG обжаловала решение Высшего земельного суда г. Дюссельдорф в Федеральном верховном суде ФРГ.
Перспективы оспаривания поправок к газовой директиве ЕС и решения суда в Германии об отказе в освобождении МГП Северный поток-2 от ее требований крайне туманны.
Поэтому Nord Stream 2 параллельно проходит сертификацию в Германии как независимый оператор ГТС (ITO).
Такая возможность в 3м энергопакете ЕС предусмотрена (т.н. сертификация по форме 2), но оператору необходимо доказать, что его операционная деятельность полностью независима от акционера-экспортера газа, т.е. Газпрома.
11 июня 2021 г., на следующий день после завершения строительства 2й нитки МГП Северный поток-2 (1й по готовности) Nord Stream 2 AG подала заявку в BNetzA на сертификацию в качестве ITO.
BNetzA подтвердило получение полного комплекта документов 8 сентября 2021 г., начав отсчета 4-месячного периода сертификации.
Министерство экономики и энергетики ФРГ 26 октября 2021 г. выдало заключение о том, что предоставление сертификата не поставит под угрозу безопасность поставок газа в Германию и ЕС.
16 ноября 2021 г. процедура сертификации была приостановлена до момента создания дочки швейцарской Nord Stream 2 AG в Германии и передачи ей активов и управления участком газопровода в территориальных водах страны для соответствия нормам законодательства ФРГ.
После этого немецкая компания должна будет подать заявку на сертификацию от своего имени, которую BNetzA должна рассмотреть в оставшийся период 4-месячного срока.
Подготовка проекта решения BNetzA по сертификации и передача его на рассмотрение в ЕК ожидается в марте 2022 г.
Отзыв ЕК может поступить в мае-июле 2022 г. (и то, если комиссия не будет продлевать срок рассмотрения с 2 до 4 месяцев).
Далее, в июле-сентябре 2022 г. ожидается окончательное решение BNetzA о сертификации.
Год на сертификацию МГП Северный поток-2 выглядит как крайне затянутый срок, в связи с чем немецкие СМИ уже вбросили в медиасферу предположение о возможности запуска МГП Северный поток-2 без прохождения сертификации, что грозит единовременным штрафом.
BNetzA признает, что подобные прецеденты были и штраф тогда не превышал 1 млн евро, но масштаб проектов и, соответственно, последствия запуска в обход сертификации, несопоставим и непрогнозируем.