Москва 29 ноя - ИА Neftegaz.RU. Глава Независимого топливного союза (НТС) П. Баженов принял участие в правительственном совещании под председательством Вице-премьера Д. Козака. Он озвучил основные тезисы комплексной реформы топливного рынка, реализация которых, по его словам, уже сейчас позволила бы снизить цены на бензин на 3,5-7 руб./л.
Совещание прошло 27 ноября 2018 г.
Как сообщают в НТС, данная реформа позволит разорвать порочный круг, при котором бензин дорожает независимо от того дорожает или дешевеет нефть.
Системная реформа российского топливного рынка, предлагаемая НТС, включает 4 основных тезиса:
- 100-процентная реализация сырой нефти и нефтепродуктов через СПбМТСБ;
- отмена акцизов на топливо;
- либерализация ценообразования на топливо;
- программа реновации топливной инфраструктуры.
Биржа
100-процентная реализация нефти и нефтепродуктов через СПбМТСБ подразумевает, что вся добытая нефть и произведенные нефтепродукты реализуются через биржевой механизм, включая в т.ч. и экспортные контракты.
Никаких адресных сделок, только открытые торги, в которых подразделения крупных нефтяных компаний участвуют на равных с другими участниками рынка условиях.
При этом, чтобы не допустить разгона цен спекулянтами, необходимо ограничить участие в спотовом рынке только представителями реального сектора и профессиональными брокерами, представляющими их интересы.
Для всех остальных, в т.ч. брокеров, профессиональных трейдеров, а также физических лиц, остается доступным срочный рынок ценных бумаг и разнообразных деривативов.
Функционирование биржи будет осуществляться в режиме саморегулирования участниками торгов с независимым арбитражем сделок.
Это позволит СПбМТСБ стать полноценным международным финансово-торговым центром, который пытались построить в РФ долгое время.
Резерв
Важным элементом биржевой торговли должно стать создание резервного фонда нефтепродуктов на основе инфраструктуры Росрезерва и Транснефти. Это мера предполагает возможность заместить выпадающий объем в случае плановых или внеплановых ремонтов НПЗ, а при необходимости сгладить волатильность рынка госинтервенциями.
Кроме того, предлагается сделать инфраструктуру Росрезерва и Транснефти площадкой хранения продукта для независимого сектора, что также существенно снизит издержки независимого сектора на поиск базисов для хранения нефтепродуктов и создаст предпосылки для полноценного среднесрочного планирования хозяйственной деятельности экономическими агентами.
В итоге объективным индикатором ценообразования топливного рынка станет экспортная альтернатива по сравнению с внутренним рынком, т.е. Netback.
Акцизы
Отмена акцизов на топливо - это одна из приоритетных мер по снижению налоговой нагрузки на топливный рынок.
В 2018 г. доля государства в 1 литре АИ-92 бензина составляет 22,27 руб. из 41,62 руб., или 53,5%, а по 1 литру дизтоплива - 21,5 руб. из 45,69 руб., или 47,1%.
В 2019 г. после нового увеличения акцизов на топливо, роста НДПИ и НДС доля государства в 1 литре АИ-92 составит 59,3%, а по дизтопливу - 51,4%.
Если убрать акциз, то по АИ-92 в 2019 г. экономия составит 9,17 руб./л, а по дизелю - 7,22 руб./л.
При этом в структуре доходов бюджета акцизы на топливо согласно проекту финансового документа принесут в 2018 г. около 198 млрд руб., по плану в 2019 г. порядка 210-220 млрд руб.
Это порядка 1% консолидированного бюджета.
Отмена акциза на топливо позволит сделать внутренний рынок более премиальным, чем внешний и даст дополнительный импульс темпам экономического роста.
Популярным аргументом в пользу сохранения акцизов на топливном рынке является необходимость пополнения дорожных фондов.
Однако сегодня акциз покрывает менее 1/3 от общего количества расходов на строительство и ремонт дорог.
По расчетам НТС поступления от системы сбора оплаты за пользование дорожной инфраструктуры «Платон» и платных парковок вполне могут заместить потери от отмены акциза.
Дополнительными источниками поступления в дорожные фонды может также стать доля в налоге на прибыль с участников топливного рынка и транспортных компаний, а также повышение штрафов за ненадлежащие исполнение дорожных работ господрядчиками.
Конкуренция и либерализация
Сегодня динамика цен на топливо в России имеет только одну характеристику - постоянный рост из-за правила «инфляция минус», которое вынуждает участников рынка постепенно увеличивать цены, чтобы снизить риски от прогнозируемых диспаритетов между оптовыми и розничными ценами.
Отсутствие свободного механизма ценообразования приводит к исчезновению различных стратегий ценовой конкуренции, который является основным для рынков с таким однородным товаром, каковым является в т.ч. и топливо.
Либерализация цен создаст условия, при которых участники рынка станут активнее использовать такую конкурентную стратегию, как снижение цен на топливо.
При этом за государством останется задача обеспечения прозрачности, а при ценовых скачках механизмы топливных интервенций в сложившуюся ситуацию.
В пример такого подхода приводится Германия, которая в августе 2013 г. приняла комплекс законов, позволивших участникам рынка активнее использовать ценовую конкуренцию.
Государство обязало всех операторов АЗС предоставлять регулятору в режиме реального времени информацию об изменении цен на автомобильные бензины Super E5, Super E10 и дизтопливо.
Потребители имеют доступ к этой информации напрямую через интернет-ресурсы, получая данные о текущих предложениях на рынке.
При этом операторы АЗС могут изменять цену несколько раз в сутки, что позволяет им ориентироваться на автомобилистов с разными доходами и потребительскими предпочтениями.
Для тех потребителей, кому доходы позволяют не обращать существенного внимания на отклонения в плюc от среднесуточной цены и которым важнее заправиться быстро и без очередей, устанавливаются более высокие значения цен, что обычно происходит утром, когда автомобилисты едут на работу.
И, наоборот, менее обеспеченные могут заправиться днем и ночью, когда операторы АЗС снижают цены ради увеличения объемов суточного пролива.
НТС предложил создать подобную открытую интернет-платформу для мониторинга розничных цен АЗС на базе существующей системы онлайн-касс и операторов фискальных данных (ОФД).
Реновация
НТС отмечает тяжелое состояние инфраструктуры независимой рознице.
Регулярные диспаритеты, которые до декабря 2016 г. частично сглаживались сезонной волатильностью, фактически вымыли все свободные операционные средства независимых операторов АЗС.
Банковский сектор страны отреагировал на ухудшение операционных показателей участников топливного рынка снижением их кредитного рейтинга.
НТС предлагает разработать программу реновации топливной инфраструктуры посредством льготных специализированных программ кредитования на период проведения реформы, чтобы перезапустить российский топливных рынок.
Все эти меры, по мнению НТС, позволят создать конкурентные и равные условия для всех участников топливного рынка и он станет более прозрачным и понятным и потребителям, и бизнесу, и регуляторам.
Участники рынка смогут развиваться, а значит расширять топливную инфраструктуру, улучшать как качество топлива, так и сервисную составляющую.
А главное, будет, наконец, работать нормальная экономическая логика, что если мировые цены на нефть снижаются, то и цены на бензин тоже.
Потребители получат честные цены на бензин и дизельное топливо, а бизнес экономическую целесообразность ведения хозяйственной деятельности в этом сегменте.
На совещании 27 ноября 2018 г. со стороны правительства было заявлено, что независимым АЗС можно вставать с наценкой +4% к стелле заправок ВИНК.
Оптовые индикативы - это максимальная цена и в целом мелкооптовые цены могут снизиться, если биржа просядет.
Однако, на вопрос, зачем ВИНКам в преддверии роста налоговой нагрузки и возможности торговать напрямую по более высоким индикативным ценам, предоставлять дополнительные объемы на биржу, и тем самым сбивать оптовые цены, внятный ответ не был озвучен.
Тезисы главы НТС П, Баженова:
- нормальной маржинальности независимому сектору, которая позволяла хотя бы отбить операционные издержки, так и не дали. Есть 4% от «зафиксированных» оптовых цен для всех участников и возможность для независимых еще добавить сверху 4%;
- правительство указывает на призрачную надежду на снижение стоимости мелкого опта из-за премиального внутреннего рынка в текущих условиях падения мировых цен на нефть;
- в целом со стороны государства декларируется готовность разговаривать с владельцами независимых АЗС. Я также приветствую создание профильной рабочей группы при Минэнерго по подготовке реформы топливного рынка. НТС много раз выходил с подобной инициативой и рад, что нас услышали;
- комплексная реформа топливного рынка непросто назрела, ее нужно проводить немедленно.
Напомним, что ранее, в ноябре 2018 г., НТС обратился с открытым письмом к В. Путину, в котором пожаловался на тяжелое положение независимого сектора топливного рынка, а также на жесткие меры правительства.
Заморозка цен при параллельном росте на бирже, привела к отрицательной маржинальности независимых АЗС.
Не дождавшись реакции, союз запустил информационную кампанию Акцизу.нет.
Автор: Д. Савосин