USD 100.0348

+0.09

EUR 105.7338

+0.27

Brent 73.25

-0.16

Природный газ 2.968

-0.01

...

Записки впечатлительной журналистки Neftegaz.RU о проекте Новый Порт. День 1-й - Новопортовское месторождение

Проект Новый Порт, реализуемый Газпром нефтью, удивителен своей технической сложностью и суровыми условиями Заполярья. Не каждому журналисту удается побывать на таком интересном объекте. Но мне повезло!

Записки впечатлительной журналистки Neftegaz.RU о проекте Новый Порт. День 1-й - Новопортовское месторождение

Традиционно г Москва провожала практически осенним мелким дождем. Говорят, это к удаче и прошлые мои путешествия были этому хорошим подтверждением.

Перелетом в г Салехард порадовал российский самолет Sukhoi SuperJet100. Порадовал тем, что реально больше места для ног, в отличие от активно используемых на внутрироссийских рейсах самолетам Boeing 737 и Airbus A320.

Салехард - столица Ямало-Ненецкого автономного округа и один из немногих городов в мире, расположенных на Полярном круге, встретил нас ярким летним солнцем и крепким, но теплым ветром с реки Оби.

1й день был больше ознакомительным.

Переночевав в шикарной гостинице, мы просмотрели документальные фильмы о Новопортовском месторождении и о стационарном морском ледостойком отгрузочном терминале (СМЛОТ) беспричальной отгрузки нефти Ворота Арктики.

Теперь мы точно были в теме.

В природно-этнографическом комплексе Горнокнязевск, где нас познакомили с бытом и обычаями народности ханты, удалось серьезно откушать строганины и пройти обряд очищения дымом.

Так надо, сказали нам. Мы поверили.

Запах тлеющего древесного гриба чага оказался очень приятным, вот только от озверевших ямальских комаров не спасал совершенно.

Зато легендарное северное гостеприимство оказалось сущей правдой - столы ломились от угощений.

Утром следующего дня погода показала, что такое Полярный круг, даже летом! Дождь, ветер, чуть ли не снег! Будем сидеть в г Салехарде, подумали мы, но ближе к середине дня распогодилось.

С вертолетной площадки Ямальская в г Салехард северный трудяга Ми-8 за 2 часа доставил нас в вахтовый поселок ВЖК ЦПС Новопортовского месторождения.

Я так и не поняла, был ли это вертолетный чартер или регулярный рейс, но мы заполнили весь вертолет авиакомпании Ямал.

Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение (НГКМ) находится на юге полуострова Ямал в 30 км на северо-западе пос. Новый Порт и Обской губы Карского моря, в 360 км к северо-востоку от г Салехард.

Только представьте - 2 часа лету из г Салехарда! Тому, кто заводит вопросы о том, нужны ли вертолеты, ответим прямо - идите пешком, кормите комаров, но не заводите ненужных дискуссий!

Без вертолетов в нефтегазе - никуда!

Серьезно удивила нас строгая, очень строгая медицинская проверка, которую мы прошли по прилету на Новопортовское НГКМ.

Мы прошли медицинский осмотр электронной системой ЭСМО - настоящим чудом техники!

Помимо пульса и давления, обязательна проверка на алкоголь - на Новопортовском месторождении действует строжайший сухой закон и не прошедшие эту проверку попросту разворачиваются восвояси без права на 2й шанс.

Нам рассказывали жуткую историю о том, что однажды журналистка не смогла пройти тест на алкоголь, и со слезами досады на глазах была отправлена восвояси.

Был и обязательный инструктаж по охране труда и технике безопасности.

В Газпром нефти с этим строго, и одной из самых технологичных ее дочек - Газпромнефть-Ямалу в этом плане по статусу положено быть одной из лидирующих.

Помимо общего инструктажа при проходе на территорию промысла, о факторах риска и ТБ нам напоминали при входе на каждый объект.

Это и понятно - это нефтянка, здесь на всех объектах месторождении 2-4 класс опасности опасных производственных объектов (ОПО).

Сосредоточенность на ТБ чувствуется во всем - от вездесущих памяток по охране труда до постоянных заботливых напоминаний о том, что необходимо придерживаться за перила и пристегиваться при перемещении в автовахтовках.

Дисциплина, особенно производственная - это великая вещь.

Много внимания уделяется и охране окружающей среды (ООС).

Начальник промысла Новопортовского месторождения Газпромнефть-Ямала В. Саблин поэтично поведал о том, что нефтяники чувствуют себя в гостях у ямальской земли, у местных жителей.

Поэтому весь ущерб тундре, который неизбежен при реализации крупных инфраструктурных проектов, Газпромнефть-Ямал компенсирует, и с лихвой.

Результат этой работы налицо - на территории Новопортовского месторождении живут песцы и гнездятся краснокнижные кречеты, те уникальные хищные птицы, которые не улетают из Арктики даже на зимовку.

Кречеты - это хорошо, но нас больше порадовало желание Газпромнефть-Ямала достичь в рамках Года экологии уровня утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) в 95%.

Напомним, что постановлением «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» с 1 января 2012 г разрешено сжигать не более 5%. Да и эти 5%, вероятно, на случай аварийного нарушения технологического режима, чтобы сделать сброс и последующее сжигание углеводородов.

Чтобы решить эту амбициозную задачу, на промысле полным ходом идет строительство установки комплексной подготовки газа (УКПГ) и газотурбинной электростанции (ГТЭС).

Запуск УКПГ позволит подготавливать ПНГ для использования в качестве топлива на ГТЭС - это распространенная и эффективная практика, и закачивать ПНГ обратно в продуктивный пласт для поддержания пластового давления (при необходимости).

ГТЭС мощностью 96 МВт будет работать на природном газе и ПНГ, добываемом на Новопортовском месторождении.

Мощности ГТЭС будет достаточно, чтобы обеспечить Новопортовское месторождение, ПСП на Каменном мысе, СМЛОТ Ворота Арктики и близлежащие поселки.

1я очередь ГТЭС состоит из 6 газотурбинных агрегатов мощностью 16 МВт каждый, а в перспективе мощность электростанции может быть увеличена до 144 МВт.

Ввод в эксплуатацию УКПГ и 1й очереди ГТЭС планируется до конца 2017 г.

Об обеде отдельно.

Обеды на месторождениях на свежем воздухе особенно вкусны. Несмотря на гигантские порции, оторваться от еды не удалось, пока тарелки не опустели. В Москве я столько съесть не могу, это точно.

Но, после такого плотного обеда удалось, тем не менее, легко получить спецодежду, каски и даже защитные очки.

За очки, кстати, особенный респект, поскольку сильный ветер постоянно гонял в воздухе мелкий песок, который в Новом Порту повсюду.

Помните бурю в романе Всадник без головы М. Рида, когда жизнь встала во время пыльной бури? В Новом порту - нефтянка с этим справляется.

Облачившись в рабочую одежду мы стали чувствовать настоящими нефтяниками!

Началось самое интересное!

Лично я с удовольствием побывала на Центральном пункте сбора нефти (ЦПС) и осмотрела площадку ЦПС, операторскую и резервуарный парк, с которыми нас познакомил замначальника цеха подготовки и перекачки нефти Газпромнефть-Ямала В. Тимофеев.

1я очередь ЦПС мощностью по нефти 0,4 млн т и Приемо-сдаточный пункт (ПСП) на Новопортовском месторождении были построены в 2012 г.

Эти 2 объекта связывает напорный трубопровод (МНП) с диаметром трубы 219 мм. Протяженность нефтепровода составляет 102 км.

В 2016 г с завершением строительства 2й очереди ЦПС и ПСП возможности по транспортировке нефти с Новопортовского НГКМ существенно увеличились.

Немаловажной частью проекта был также ввод в эксплуатацию 2й очереди МНП диаметром 530 мм, пропускная способность которого в 12 раз превысила мощность предыдущего трубопровода.

В целом возможности ЦПС и ПСП позволяют принимать 5,5 млн т сырья.

На фоне с большим трудом достигнутых договоренностей между странами ОПЕК и не-ОПЕК о сокращении объемов добычи нефти, на Новопортовском месторождении придерживаются всех условий соглашения.

Но срок действия соглашения истекает 31 марта 2018 г, перспективы его продления туманны и в Газпром нефти думают о будущем Новопортовского месторождения.

Хотя и сейчас взятый темп развития впечатляет!

Если в 2015 г на месторождении было добыто 342 тыс т нефти, то в 2016 г - уже 2,922 млн т, а в планах на 2017 г - 6 млн т минимум.

К 2020 г, исходя из оптимального плана разработки месторождения, возможный уровень добычи нефти может составить 8,1 млн т.

Накопленная добыча нефти на Новопортовском месторождении в мае 2017 г достигла 5 млн т.

Ключевой стимул для столь активного развития - уникальность добываемой на месторождении нефти, которую даже выделили в отдельный сорт, получивший имя Novy Port.

На фоне объективного роста добычи в РФ высоковязкой и сернистой нефти, нефть сорта Novy Port выглядит очень приятным исключением:

- этот сорт относится к категории легких,

- характеризуется низким содержанием серы - около 0,1%,

- нефть практически безводная и характеризуется низким содержанием примесей.

Сорт Novy Port, это мечта Транснефти, которая серьезно озабочена стремительным ростом тяжелой нефти в своей нефтетранспортной системе. Нефть с Нового Порта могла бы серьезно разбавить нефть в трубе, доведя ее до необходимого экспортного уровня.

Ждут нефть сорта Novy Port и нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), поскольку дополнительная подготовка нефти практически не требуется.

Мы смогли увидеть процесс отбора пробы нефти, окунуть в нее пальцы и оценить ее запах.

Повторяю, нефть пахнет бензином, или наоборот, бензин пахнет нефтью, короче, Вы поняли.

Сытые мы могли долго работать, поэтому с удовольствием изучили техпроцесс добычи нефти на кустовой площадке 71.

Осмотреть буровую установку изнутри нам не дали, хотя это и было заявлено в программе.

Но мы - без обид, понять нефтяников можно - если большинство объектов на месторождении относятся к 2-4 классу опасных, то к на буровой установке требования гораздо выше, не менее 2 класса опасности.

Но даже шум буровой навевал торжественные мысли, поскольку бурение то ведется в условиях арктических широт и вечной мерзлоты!

Газпромнефть -Ямал - бесспорно является технологическим лидером Газпром нефти.

Вы, вероятно, помните, что Новопортовское месторождение по праву считается крупнейшим месторождением на Ямале, его извлекаемые запасы превышают 250 млн т нефти и газового конденсата, 320 млрд м3 газа.

Месторождение имеет сложное геологическое строением разреза и оценить его сырьевой потенциал и оптимальный способ разработки стало возможным совсем недавно, хотя само месторождение было открыто еще в 1964 г.

Эксплуатационное бурение на месторождении началось в июне 2014 г,

Сейчас на Новопортовском месторождении всего 84 скважины, но все они высокодебитовые.

Речь идет о дебите 700 м3/сутки и даже 1000 м3/сутки!

На месторождении ведется бурение горизонтальных, 2-ствольных скважин с рекордными показателями.

Так, многоствольная скважина была пробурена за 26 суток.

Еще одним серьезным достижением Газпромнефть-Ямал стало бурение горизонтальной скважины с длиной горизонтального участка 2000 м - рекордным показателем для Газпром нефти.

И серия рекордов продолжается - за 2 последних месяца было поставлено 3 рекорда по скорости строительства горизонтальных скважин.

Зачем строятся горизонтальные скважины? Очень просто.

Перечислим лишь некоторые преимущества наклонно-направленного бурения:

- не нужно мобилизовать Буровую на новую площадку, что экономит, реально экономит затраты;

- не нарушается почва, столь ранимая в тундре, что должно порадовать экологов-активистов GreenPeace и не только.

Впервые на Ямале компания провела многостадийный гидроразрыв пласта (ГРП), причем тут надо учитывать, что работы ведутся на участке со сложной геологией, на юрских отложениях.

А уже в марте 2017 г компания провела поистине уникальную операцию 20-стадийного ГРП по «бесшаровой» технологии.

Говоря простым языком инженеров-буровиков, этот метод основан на применении многоразовых сдвижных муфт, позволяющих открывать и закрывать отдельные порты ГРП.

За счет этого в процессе дальнейшей эксплуатации скважины можно отсекать или отдельные трещины для предотвращения притока воды и газа, или все одновременно - для проведения повторного многостадийного гидроразрыва пласта (МГРП).

В среднем ГРП на Новопортовском месторождении проводится с 8-10 стадиями.

Это зависит от того, что скажут геологи, сказал начальник службы супервайзинга буровых работ Газпромнефть-Ямала С. Оськин.

Но на этом буровики останавливаться не планируют - в 2017 г на Новопортовском месторождении планируют опробовать технологию Газпромнефть-Ямал на 4-ствольной скважине.

Эта технология хорошо зарекомендовала себя на Восточно-Мессояхском месторождении в схожих климатических условиях, и на Новопортовском месторождении Газпромнефть-Ямал рассчитывает на хороший экономический эффект.

Что сейчас делается на месторождении?

Об этом с удовольствием рассказал буровой мастер компании ERIELL Р. Зибров.

Прямо сейчас на кустовой площадке 102 строится скважина 3405.

По плану скважина должна быть построена за 21,9 дней, по факту проходка бурением идет 2 дня и к этому моменту пройдено 465 м, спущено направление на 55 м, спущен кондуктор и зацементирован.

Своими словами некоторых журналистов он ошеломил, но не нас с Вами. Мы то прекрасно знаем, что направление - это обсадная колонна, предназначенная для крепления верхнего интервала, сложенного неустойчивыми отложениями. Эта колонна предотвращает размыв устья скважины.

А кондуктор - это совсем просто. Он служит для крепления верхних неустойчивых интервалов разреза, изоляции водоносных горизонтов от загрязнения, установки на устье противовыбросового оборудования, а также для подвески последующих обсадных колонн.

Ближе к вечеру, как говорится, усталые, но довольные, мы прилетели в поселок Новый порт, расположенный на побережье Обской губы, в бухте Новый Порт.

Поселили нас в интернате, который временно пустовал.

Его построили для детей представителей коренных и малых народов Севера, которые приезжают сюда учиться и т.д, как говорится, для социализации.

Перевести дух после такого насыщенного и интересного дня не удалось, пошли немного оценить сельскую обстановку в Арктике.

Новый Порт - небольшое поселение, большая часть жителей которого являются представителями коренных и малых народов Севера.

Газпромнефть-Ямал, как впрочем и большой Газпром, принимают самое активное участие в жизни села.

Вряд ли без Газпромнефть-Ямала жители получили бы такой поселок.

Не каждое село в центре России имеет такую инфраструктуру!

При участии компаний построена новая школа, детский сад и жилые дома на 100 квартир.

В село при поддержке Газпром нефти даже пришел проект уличного искусства и граффити Стенограффия.

На следующий день нас ждал морской нефтеналивной терминал Ворота Арктики!

Больше фото тут.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram