Открытие стационарного морского ледостойкого отгрузочного терминала (СМЛОТ) беспричальной отгрузки нефти Ворота Арктики состоялось на Ямале.
Участие в церемонии по видеосвязи принимал В. Путин.
СМЛОТ построен в 300 км от порта Сабетта в районе Мыса Каменного на Ямале, в акватории Обской губы и расположен в 700 км от существующей нефтетранспортной системы (НТС).
СМЛОТ соединен с Новопортовским нефтегазоконденсатным месторождением (НГКМ) магистральным нефтепроводом (МНП) протяженностью порядка 105 км.
Характеристики СМЛОТ:
- расстояние до берега - 3,5 км,
- установка рейдового налива башенного типа (ALT),
- общая высота - более 80 м,
- пропускная мощность - до 8,5 млн т/год,
- 2 - уровневая система противоаварийной защиты,
- рассчитан на работу в экстремальных природно-климатических условиях: - при температуре - ниже -50 °С, - при толщине льда - до 2,5 м.
Стоимость строительства - 186 млрд рублей.
Вспомогательный флот:
- 6 танкеров ледового класса Arc7 серии Штурман, спроектированные и построенные по заказу Газпром нефти. Технические характеристики: грузовместимость 42 тыс. тонн при максимальной осадке в 9,5 м, что позволяет им работать на малых глубинах в пресной воде Обской губы, могут самостоятельно преодолевать лед толщиной 1,4 - 1,8 м, оборудованы носовыми погрузочными устройствами для загрузки нефти с башни СМЛОТ.
- ледоколы «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий», построенные по заказу «Газпром нефти» Выборгским ССЗ. Характеристики: автономность 40 дней автономной работы при температуре в -50оС, скорость 16 узлов (30 км/ч) на чистой воде, наличие винторулевых колонок (ВРК), позволяющих совершить разворот на 360о/ мин, мощность силовых установок в 22 МВт, ледопроходимость до 2 м сравнима с проходимостью атомных ледоколов.
Береговая инфраструктура СМЛОТ:
- 2 нитки сухопутного нефтепровода диаметром трубы Ø720 мм общей протяженностью 3 км;
- узел присоединения к приемо-сдаточному пункту (ПСП );
- 2 нитки утепленного подводного нефтепровода Ø 720 мм общей протяженностью 7,9 км с циркулирующей системой подогретой нефти в период между отгрузкой,
- комбинированный питающий и оптоволоконный кабель систем автоматизации между береговой структурой и СМЛОТ,
- резервуарный парк,
- насосно- перекачивающие станции (НПС) с системой защиты от гидроударов, минимизирующей вероятность нарушения герметичности (МНП).
В строительстве СМЛОТ принимала участие крановое судно «Олег Страшнов» ЛУКОЙЛа, грузоподъемностью 5 тыс т.
Неподалеку уже есть СМЛОТ Варандей ЛУКОЙЛа мощностью более 8 млн т/год нефти, стоимостью вместе со всеми объектами инфраструктуры - 78 млрд рублей.
В 2009 г рассматривался проект строительства спецморнефтепорта Белушья губа на Новой Земле, но проект не получил поддержку.
Незамерзающий в условиях регулярного судоходства порт Белушья Губа мог стать эффективным местом отгрузки нефти.