Объем грузовых перевозок по Северному морскому пути (СМП) в 2016 г может достигнуть рекордного показателя в 6,06 млн т.
Об этом 21 октября 2016 г в ходе международного форума Арктические проекты - сегодня и завтра в Архангельске сообщил 1й заместитель руководителя администрации СМП Н. Монько.
По данным на 14 октября 2016 г объем грузоперевозки по СМП без учета транзита составил 5,26 млн т.
Основные объемы грузов перевозятся в направлениях Обская губа, порт Сабетта и Дудинка.
В 2016 г администрация СМП выдала 688 разрешений на проход судов по СМП, тогда как в 2015 г за тот же период было выдано 672 разрешения.
Растет популярность СМП у зарубежных перевозчиков - иностранным судам было выдано 136 разрешений.
По транзитным перевозкам также неплохие показатели.
С начала 2016 г по СМП без захода в арктические порты прошли 15 судов, в т.ч 4 иностранных.
Транзитом перевезено 210 тыс т грузов при том, что в 2015 г этот показатель составил 39 тыс т.
Но если обратиться к результатам 2014 г, когда транзитом по СМП было перевезено 1,2 млн т, картина выглядит достаточно печально.
Но тут влияют объективные факторы.
По мнению Н. Монько, на объем транзитных перевозок влияет непредсказуемость ледовой обстановки.
Северный морской путь - кратчайшая водная трасса между европейской частью России и Дальним Востоком.
Протяженность СМП от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тыс км.
Ранее Высшая школа экономики (ВШЭ) оценивала объем перевозок по СМП на уровне 2,5 млн т грузов, ожидая, что возможности этого маршрута будут нарастать.
В 2017 г может быть превышен исторический максимальный объем перевозок в акватории СМП, а к 2020 г объемы перевозок вырастут в 3 раза.
Причем, такие показатели будут возможны при использовании только существующего флота.
А новые суда для работы на СМП сейчас активно готовятся.
Так, Дальневосточный центр судостроения и судоремонта Звезда планирует строительство судов ледового класса, в т.ч танкеров-газовозов, которые смогут работать на СМП.
В основном судостроительный цент Звезда будет строить суда дедвейтом не более 50 тыс т, поскольку суда именно такого класса реально могут проходить по СМП.
Однако, в перспективе, по СМП смогут проходить и более крупные суда.
Так, планируется строительство атомного ледокола нового поколения Лидер, который сможет проводить по СМП судов дедвейтом около 100 тыс т и шириной корпуса 44-50 м.
Проектирование ледокола займет около 1,5 лет, затем будет решаться вопрос с финансированием.
Все это позволит увеличить ежегодный потенциал грузопотока по СМП может составлять до 65 млн т.