Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) серьезно подходит к развитию инфраструктуры для транспортировки нефти и газа.
Об этом губернатор ЯНАО Д. Кобылкин говорил 16 июня 2016 г в ходе ПМЭФ-2016.
Доля ЯНАО в доказанных российских запасах природного газа превышает 70%, нефти и конденсата - 18%.
Всего в регионе открыто 234 месторождения нефти и газа, из которых 77 находятся в промышленной разработке, остальные готовятся к добыче, ведутся геологоразведочные работы (ГРР).
За последние 5 лет в ЯНАО открыто 7 месторождений.
Степень освоения начальных запасов газа и нефти на Ямале составляет 11% и 5% соответственно.
Большие запасы углеводородного сырья, запуск крупных проектов и географическая удаленность заставляют власти региона серьезно думать о развитии транспортной инфраструктуры.
В сентябре 2016 г, на 2 месяца раньше намеченного ранее срока, планируется запуск магистрального нефтепровода (МНП) Заполярье - Пурпе, который обеспечит прием в систему магистральных нефтепроводов нефти новых месторождений в районах ЯНАО и севера Красноярского края.
1й этап - МНП Пурпе - Самотлор мощностью 25 млн т/год нефти и протяженностью 429 км, - введен в эксплуатацию в 2011 г.
2й этап - МНП Заполярье - Пурпе, мощность которого 45 млн т в год и протяженность 488 км, реализуется в несколько этапов с юга на север.
1я очередь предполагает строительство участка МНП от Тарко-Сале до пос Пурпе, вторая очередь - участка от пос Новозаполярный до г Тарко-Сале, 3я очередь - участок от ГНПС Заполярье до пос Новозаполярный.
Нефтепровод прокладывается в сложном ландшафте северных районов ЯНАО, маршрут трассы по большей части проходит по болотистой местности (переходы болот составляют более 250 км), отмечаются участки сплошных и прерывистых вечномерзлых грунтов, магистраль пересечет 21 автомобильную дорогу, 90 водных преград, в т.ч такие крупные реки как Пур и Таз.
Общий объем инвестиций оценивается в 165 млрд руб.
Строительство нефтеналивных терминалов на территории ЯНАО пока не планируется, об этом регион будет думать только в том случае, если железнодорожная инфраструктура будет отставать.
По мнению Д. Кобылкина, наилучшим вариантом будет, если зона терминальной погрузки будет сконцентрирована в одном месте, а не в разных местах на Обской губе.
Это позволит снизить экологические риски.
Чтобы сконцентрировать наливные эстакады под природный газ, нефть и сжиженный газовый конденсат в порту Сабетта ЯНАО требуется железная дорога.
Власти региона в рамках реализации проекта Северный широтный ход (СШХ) разработали проект ж/д Бованенково - Сабетта, реализацию которого планируется начать в 2017 г.
Новая ж/д будет использоваться только для промышленных перевозок нефтегазовых компаний.
Предполагается, что ж/д Бованенково - Сабетта протяженностью 170 км станет заключительным звеном в проекте СШХ с выходом на Северный морской путь (СМП).
В настоящее время, по словам Д. Кобылкина, большинство грузов, которые на данный момент транспортируются по СМП, доставляются для строительства завода Ямал СПГ, а также для проекта Ворота Арктики.
Ямал СПГ реализует проект строительства завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 16,5 млн т/год на ресурсной базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения (ГКМ).
Начало производства СПГ запланировано на 2017 г.
Акционерами Ямал СПГ являются НОВАТЭК (50,1%), Total (20%), CNPC (20%), Фонд Шелкового Пути (9,9%).
К маю 2016 г в рамках проекта Ямал СПГ пробурено 86% от общего количества эксплуатационных скважин, готовность 1й очереди завода достигла 64,4%.
Обеспечивать вывоз сжиженного газа (СПГ) в рамках проекта Ямал СПГ будет головной атомный ледокол проекта 22220 Арктика, спущенный на воду 16 июня 2016 г.
Согласно заключенному контракту, будет обеспечена перевозка 18 млн т СПГ, а в дальнейшем объемы будут только нарастать.
Ворота Арктики - 1й круглогодичный арктический нефтетерминал, построенный в акватории Обской губы в районе Мыса Каменного для обеспечения транспортировки нефти морем, в т.ч в экстремальных природно-климатических условиях.
Речь идет о танкерной отправке нефти с Новопортовского месторождения, которое разрабатывает Газпром нефть.
Старт началу отгрузки 1го танкера с нефтью через нефтетерминал Ворота Арктики В. Путин дал 25 мая 2016 г.