Об этом президент РФ В. Путин сообщил в интервью (письменном) монгольской газете Оноодор.
Визит спустя 5 лет
Интервью опубликовано на сайте Кремля 2 сентября 2024 г. в преддверии официального визита В. Путина в Монголию для участия в торжественных мероприятиях, посвященных 85-летию совместной победы советских и монгольских войск над японскими вооруженными силами на р. Халхин-Гол.2 сентября президент совершает рабочую поездку в республику Тыва, а в Монголию должен прибыть на следующий день.
В прошлый раз В. Путин посещал Монголию 3 сентября 2019 г. для участия в праздничных мероприятиях, посвященных 80-летию победы на Халхин-Голе.
Предстоящий визит В. Путина пройдет по приглашению президента Монголии У. Хурэлсуха.
Планируется обсуждение перспектив дальнейшего развития российско-монгольских отношений и подписание 2-сторонних документов.
Примечательно, что Монголия является 1й страной из признающих юрисдикцию Международного уголовного суда (МУС), куда прилетит В. Путин с момента выдачи МУС в марте 2023 г. ордера на его арест в рамках дела о «незаконной депортации людей (детей) из занимаемых Россией частей Украины».
Пресс-секретарь президента Д. Песков 30 августа дал понять, что Кремль не беспокоится по поводу того, что Монголия присоединилась к Римскому статуту, признающему МУС.
Диалог с представителями монгольской стороны Д. Песков назвал прекрасным и подчеркнул, что все аспекты визита тщательно готовились.
Как развивается сотрудничество?
В интервью Оноодор В. Путин назвал ключевые направления сотрудничества России и Монголии, в числе которых развитие транзитного коридора между Россией и Китаем через Монголию и Улан-Баторской железной дороги, реконструкцию ТЭЦ и поставки горюче-смазочных материалов.Тезисы от В. Путина:
- наше двустороннее партнерство по всем ключевым направлениям идет в хорошем темпе,
- прорабатываем ряд новых перспективных проектов в экономике и промышленности:
- строительство трансмонгольского газопровода из России в Китай,
- модернизацию и повышение эффективности СП - Улан-Баторской железной дороги,
- участие Роснефти в обеспечении топливозаправочного комплекса в новом международном аэропорту Чингисхан,
- реконструкцию ТЭЦ-3 Улан-Батора с участием компании Интер РАО-Экспорт;
- неизменно откликаемся на просьбы монгольских друзей о содействии в обеспечении возрастающих потребностей в топливе и ГСМ по льготным ценам, ведется согласование соответствующего межправительственного соглашения,
- 10 лет назад мы с китайскими коллегами поддержали монгольскую инициативу о создании 3-стороннего механизма сотрудничества России, Монголии и Китая, в 2016 г. подписана программа создания экономического коридора Китай - Монголия - Россия, нацеленная на максимальное раскрытие транзитного потенциала Монголии, формирование предпосылок для эффективного сопряжения кооперации в рамках ЕАЭС, китайского проекта «Один пояс, один путь» и монгольской программы «Степной путь»,
- считаем, что этот механизм весьма важен и востребован, Россия заинтересована в содержательной работе в таком 3-стороннем формате,
- за прошедшие 10 лет объем грузоперевозок по Улан-Баторской железной дороге вырос в 1,5 раза и достиг в 2023 г. рекордной отметки - 32,4 млн т, заметно увеличились перевозки транзитных контейнерных грузов в сообщении между Россией и Китаем по территории Монголии.
Напомним, что модернизация ТЭЦ в г. Улан-Батор является одним из ключевых вопросов энергетического российско-монгольского взаимодействия.
В 2015 г. РОТЕК начал проект по модернизации крупнейшей в Монголии Улан-Баторской ТЭЦ-4, которую завершил в январе 2021 г.
В рамках проекта в строй было введено почти 600 МВт мощности (60% объема всей энергетики Монголии).
Модернизация Улан-Баторской ТЭЦ-3 может стать 2м электроэнергетическим проектом России в Монголии.
Проект модернизации подразумевает строительство 2 новых энергоблоков общей мощностью 250 МВт, что утроит мощность станции.
Ранее сообщалось, что участие в проекте модернизации могут принять Интер РАО и РОТЕК, финансирование планируется организовать за счет экспортного кредита РФ на общую сумму в 100 млрд руб.
Нынешнее заявление В. Путина по поводу участия в реконструкции Улан-Баторской ТЭЦ-3 в Монголии было интерпретировано как принятие окончательного решения, что вызвало недовольство в монгольской медиасфере.
2 сентября вопрос прокомментировал глава пресс-службы президента Монголии У. Золбаяр:
- читателей соцсетей в Монголии ввели в заблуждение информацией о том, что с РФ подписывается контракт на модернизацию Улан-Баторской ТЭЦ-3,
- стороны еще договариваются о ценах,
- для начала проектных работ пока планируется подписать меморандум о взаимопонимании.
По поставкам нефтепродуктов в Монголию ключевым игроком является Роснефть.
Компания работает на монгольском рынке нефтепродуктов с 2005 г. и по состоянию на июнь 2023 г. поставила в страну в общей сложности 13,7 млн т нефтепродуктов.
В сентябре 2022 г. компания договорилась с руководством Монголии по всем вопросам, связанным с поставками нефти и нефтепродуктов, в т.ч. с поставками авиатоплива на топливно-заправочный комплекс (ТЗК) нового аэропорта Чингис Хан в г. Улан-Батор.
Однако в июне 2023 г. случились проблемы с затовариванием железнодорожных путей на территории Монголии, что привело к недопоставке нефтепродуктов.
Объем недопоставки Роснефть восполнила и договорилась о компенсационных мерах в случае форс-мажорных обстоятельств на будущее.
МГП Союз Восток
Отдельно В. Путин остановился на ходе работ по магистральному газопроводу (МГП) Союз Восток, который станет монгольским продолжением МГП Сила Сибири-2 и частью Западного маршрута поставок российского газа в Китай.Тезисы от В. Путина:
- на протяжении последних лет все президенты Монголии вне зависимости от их партийной принадлежности поднимали на переговорах вопрос о строительстве МГП из России в Китай через территорию Монголии,
- решение о начале подготовительных работ было принято в 2021 г.,
- создана совместная компания специального назначения Газопровод Союз Восток, которая осуществляет проектно-изыскательские работы согласно утвержденному графику,
- продолжается проработка проекта МГП Союз Восток протяженностью более 960 км - в январе 2022 г. утверждено его технико-экономическое обоснование (ТЭО), выполнены необходимые инженерные изыскания и исследования, в конце декабря 2023 г. завершено составление проектной документации,
- если изначально монгольские партнеры хотели ограничиться только транзитной ролью, то сейчас рассматривается возможность использования части дешевого трубопроводного газа для развития вашей экономики и инфраструктуры.
Ключевой внутрироссийской задачей МГП Сила Сибири-2 является соединение газотранспортных систем (ГТС) на западе и на востоке страны.
Работу по системе МГП Восточная система газоснабжения (ВСГ) Газпром уже начал, в частности, в г. Красноярск, который будет газифицирован от МГП Сила Сибири-2, газ должен прийти в 2028 г., а полностью объединить восточную и западную ГТС планируется к 2030-2032 гг.
Планируется, что МГП Сила Сибири-2 пройдет:
- от компрессорной станции (КС) Володино в Томской области (МГП Нижневартовск - Парабель - Кузбасс) до г. Иркутск по югу Красноярского края, включая гг. Ачинск, Красноярск, Канск,
- в Иркутской области - маршрут пройдет с севера на юг через гг. Зима, Саянск, Черемхово, Ангарск, Иркутск и далее до соединения с МГП Сила Сибири-1,
- в рамках Западного маршрута поставок газа в Китай планируется строительство газопровода на юг Иркутской области и далее по территории республики Бурятия южнее о. Байкал до выхода к госгранице России с Монголией в районе н.п. Наушки.
МГП Союз Восток в Монголии пройдет по территории 6 аймаков (областей) Монголии - Сэлэнгэ, Дархан-Уул, Тов, Дундговь, Говь-Сумбэр и Дорноговь:
- трасса начинается в аймаке Селенгэ, на равноудаленном расстоянии (около 10 км) между г. Алтан-Булаг и Сухэ-Батор,
- после пересечения границы РФ трасса газопровода движется на юг, вдоль условной линии Сухэ-Батор - Улан-Батор,
- протяженность составит 962,9 км, на трассе газопровода предполагается 5 КС.
Недавно гонконгская The South China Morning Post (SCMP) писала, что Монголия исключила проект из долгосрочного плана развития до 2028 г. из-за неопределенности на фоне разногласий между Россией и Китаем по Западному маршруту и слишком сильного влияния Газпрома на проект.
Однако информация исходила от бывшего чиновника, а сам материал содержал ряд неточностей.
Тем не менее, контракт между Газпромом и CNPC, действительно, не подписан, камнем преткновения между сторонами остается вопрос цены.
Также открытым остается вопрос газификации Монголии.
Планируемая экспортная мощность Западного маршрута составляет 50 млрд м3/год газа.
Если Монголия, в энергетике которой доминирует угольная генерация, примет решение о газификации, то это потребует модификации параметров МГП Сила Сибири-2 и Союз Восток.
В октябре 2023 г. Газпром сообщил, что готов принять участие в газификации Монголии и в строительстве газовой генерации на территории страны.
В частности, Россия и Монголия начали прорабатывать вопрос о модернизации Улан-Баторской ТЭЦ-3 с учетом ее перевода с угля на газ.