USD 87.9595

0

EUR 94.2606

0

Brent 85.02

0

Природный газ 2.719

0

, Обновлено 20 мая 08:37
8 мин
...

Производственное партнерство, Сила Сибири-2, СМП. Завершился второй день визита В. Путина в Китай

Перспективы российский президент видит в создании стратегического российско-китайского производственного партнерства, а образцом для выстраивания партнерства может стать энергетика.

Производственное партнерство, Сила Сибири-2, СМП. Завершился второй день визита В. Путина в Китай

Источник: Kremlin.ru

Москва, 17 мая - ИА Neftegaz.RU. В рамках 2го дня своего официального визита в Китай президент РФ В. Путин 17 мая 2024 г. посетил г. Харбин.
Как и 16 мая в г. Пекин, программа у президента была очень насыщенная.
В. Путин встретился с заместителем председателя КНР Хань Чжэном и вместе с ним принял участие в церемонии открытия 8го Российско-Китайского ЭКСПО и осмотрел экспозицию.
В 2024 г. в рамках выставочной программы ЭКСПО представлены инновационные разработки и совместные российско-китайские проекты в области машиностроения, металлургии, решения для энергетики, информационных технологий, финансирования производств, логистики и других направлений.
Затем В. Путин встретился со студентами и преподавателями Харбинского политехнического университета.
Также президент ответил на вопросы журналистов по итогам визита в Китай.

Энергетика как образец

В. Путин и Хань Чжэн на открытии Российско-Китайского ЭКСПО отметили плодотворное торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Китаем.
Китай остается крупнейшим торговым партнером для России уже 14 лет, а Россия по итогам 2023 г. вышла на 4е место в экспортно-импортном балансе КНР.
2-сторонний товарооборот на год раньше целевого срока преодолел отметку в 200 млрд долл. США и вышел на рекордный показатель, правда российские и китайские данные немного расходятся:
  • по данным Главного таможенного управления (ГТУ) КНР, товарооборот между странами в 2023 г. вырос на 26,3% и достиг 240,11 млрд долл. США,
  • по российским данным, показатель за 2023 г. составил 227,7 млрд долл. США.
Дополнительным стимулом для развития этих связей призвано стать совместное заявление РФ и КНР об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, подписанное 16 мая 2024 г.
Этот документ по сути намечает новый план и дает ориентиры развития китайско-российского сотрудничества.
Хань Чжэн отметил растущий объем взаимных инвестиций и успешную реализацию стратегически важных проектов в области энергетики, химпрома, авиации, космоса и транспорта.
В числе приоритетных направлений работы Хань Чжэн выделил три:
  1. укрепление тенденции роста торговли - важно задействовать неиспользованный потенциал, расширять номенклатуру торговли, торговлю услугами, цифровизацию, достроить трансграничную инфраструктуру,
  2. активизация межрегиональных связей - важно, чтобы наши регионы вышли друг на друга со своими преимуществами и плюсами для наращивания торговли и инвестиций,
  3. совместная работа в новых сферах - умные города, научно-технологические инновации, цифровая экономика, зеленое развитие и здравоохранение.
В. Путин отметил, что Россия и Китай могут гордиться результатами их экономических связей и кооперации, но достигнутый объем товарооборота - далеко не предел.
Перспективы российский президент видит в создании стратегического российско-китайского производственного партнерства, а образцом для выстраивания партнерства может стать энергетика.
Тезисы от В. Путина:
  • российско-китайское неразрывное партнерство напрямую способствует росту экономик обеих стран, надежно обеспечивает энергетическую безопасность, стимулирует создание новых производств,
  • наш стратегический альянс в энергетике, ставший несущей опорой всего глобального рынка энергоресурсов, будет и далее укрепляться,
  • Россия готова и способна бесперебойно, надежно снабжать китайскую экономику, предприятия, города, поселки экологически чистой, доступной энергией, светом и теплом,
  • масштабные совместные проекты реализуются и в области промышленной кооперации - на российский рынок активно выходят китайские автоконцерны, продвигаются программы создания широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, тяжелого гражданского вертолета,
  • Россия приветствует настрой китайского бизнеса на локализацию производств на нашей территории, готова предоставлять инвесторам из КНР экономические льготы, помощь и поддержку, а также доступ к уникальной российской технологической базе,
  • мир стоит на пороге следующей технологической революции, мы настроены последовательно углублять двустороннюю кооперацию в области высоких технологий и инноваций, объединять наши научные и исследовательские потенциалы,
  • по сути, мы идем к созданию стратегического российско-китайского производственного партнерства, аналогичного нашему плотному взаимодействию в сфере энергетики.
При этом о самом энергетическом сотрудничестве России и Китая на уровне конкретных проектов и направлений говорилось немного.
На встрече со студентами и преподавателями Харбинского политехнического университета В. Путин акцентировал внимание на партнерстве в сфере мирного атома и других перспективных технологиях.
Тезисы от В. Путина:
  • Харбинский университет является кузницей кадров для атомной промышленности КНР, его выпускники деятельно участвуют в реализации проектов Росатома по сооружению на территории КНР энергоблоков российского дизайна на Тяньваньской АЭС и АЭС Сюйдапу,
  • возведение этих важных энергетических объектов идет в полном соответствии с графиком,
  • новые атомные блоки после ввода в эксплуатацию внесут заметный вклад в энергообеспечение Китая и будут снабжать китайские предприятия, домохозяйства недорогой и чистой энергией,
  • кроме того, в КНР с участием России создана экспериментальная установка на быстрых нейтронах, на которой проводятся совместные исследования, идет строительство нового демонстрационного быстрого реактора,
  • в свою очередь при содействии китайских партнеров в г. Дубна на базе Объединенного института ядерных исследований России строится уникальный ускорительный комплекс NICA,
  • в настоящее время научные сообщества двух стран работают над техническими решениями, которые позволят радикально уменьшить углеродные выбросы,
  • реализуется программа создания т.н. карбоновых полигонов, мы уже в России осуществляем эти проекты, тестируются технологии снижения углеродного следа, запланированы совместные мероприятия в части сертификации зеленой электроэнергии, водородной и ветровой электроэнергии.

Что с Силой Сибири?

По вопросу, к которому привлечено наибольшее внимание привлечено в сфере энергетического сотрудничества России и Китая - Западному маршруту поставок газа в Китай, В. Путин дал развернутый комментарий в ходе общения с журналистами после визита в Харбинский политех.
Западный маршрут:
  • составляют магистральный газопровод (МГП) Сила Сибири-2 и МГП Союз Восток в Монголии экспортной мощностью 50 млрд м3/год газа;
  • должен дополнить:
    • действующий Восточный (МГП Сила Сибири-1, выход на проектную мощность в 38 млрд м3/год намечен на 2025 г.),
    • строящийся Дальневосточный (ранее проект МГП Сила Сибири-3, мощность 10 млрд м3/год, запуск планируется самое позднее в 2027 г.).
  • несмотря на длящиеся много лет переговоры с Китаем по контракту на поставку газа по МГП Сила Сибири-2, вопрос остается в подвешенном состоянии;
  • тем не менее, решение о строительстве МГП в рамках системы Восточная система газоснабжения (ВСГ), которые объединят восточную и западную газотранспортные системы (ГТС) и составят МГП Сила Сибири-2, в России уже принято;
  • Газпром уже начал проектно-изыскательские работы, объединить восточную и западную ГТС планируется к 2030-2032 гг.

Тезисы от В. Путина:
  • не готов сказать по техническим деталям,
  • но подтверждена стратегическая заинтересованность с обеих сторон в реализации этого проекта:
    • с одной стороны - в получении дополнительных объемов газа,
    • с другой стороны - в реализации газа на китайском рынке,
  • потому что китайская экономика растет, она требует увеличения энергоресурсов, которые необходимы для поддержания этого роста,
  • очевидная вещь - ничего более надежного, чем поставки из России нет,
  • у нас огромная общая граница и здесь никто не помешает - ни санкции против танкерного флота, ни санкции в отношении финансовых учреждений (в национальных валютах будем все покупать и продавать),
  • это всегда сложный процесс, но я думаю, что эконом-операторы, безусловно, договорятся,
  • вопрос в ценах, в том кто сколько заработает,
  • там разные маршруты существуют, один из них через Монголию, причем в одном коридоре можно проложить и газовую трубу и нефтяную,
  • специалисты должны решить, как лучше поступить,
  • можно подкупить танкерный флот и по Северному морскому пути (СМП) наладить почти как по трубе поставки,
  • все варианты возможны, они все приемлемы и экономически целесообразны, выбрать надо наилучший,
  • уверен, что эта работа будет завершена.
О каких еще альтернативных маршрутах поставок российского газа в Китай идет речь, В. Путин не уточнил.
На наличие в портфеле Газпрома других газотранспортных маршрутов для поставок газа в Китай, в дополнение к указанным 3, намекал глава компании А. Миллер в октябре 2023 г., когда находился в Китае в рамках визита В. Путина.
Дополнительные поставки российского газа в Китай возможны транзитом через Казахстан, о чем говорил Б. Акчулаков, занимавший на тот момент должность главы Минэнерго страны.
Газпром и QazaqGaz прорабатывают вопрос подготовки предТЭО по МГП Россия - Казахстан - Китай, который рассматривается как наиболее целесообразный вариант газификации северных и восточных регионов страны.
Действующий министр А. Саткалиев подтвердил, что переговоры о возможном строительстве МГП из России в Китай ведутся, предварительно определен маршрут и обговариваются условия строительства.
Однако дальнейших подробностей по данному проекту до сих пор не последовало.

Также В. Путин не пояснил, где можно подкупить флот танкеров-газовозов ледового класса Arc7 для поставок сжиженного природного газа (СПГ) по СМП.
Именно нехватка ледокольного танкерного флота вынуждает НОВАТЭК откладывать начало отгрузок СПГ с проекта Арктик СПГ-2, реализация которого сейчас осложнена санкциями США.
В связи с этим под вопросом оказалось получение уже построенных на южнокорейских верфях танкеров-газовозов для проекта, также неизвестен статус судов, строящихся на ССК Звезда, также находящейся под санкциями.

А что с логистикой?

Отдельной темой 2го дня визита В. Путина в Китай стала логистика.
Транспортные ограничения являются одним из серьезных сдерживающих факторов для дальнейшего наращивания товарооборота.
Хань Чжэн отдельно указал на то, что целесообразно достроить трансграничную инфраструктуру, повысить грузооборот через погранпереходы, создать благоприятные условия для грузоперевозок.
В. Путин заверил, что работа по этому направлению продолжается.

Тезисы от В. Путина:
  • особо отмечу динамичное развитие транспортной инфраструктуры, которая тесно связывает наши страны,
  • так, на р. Амур в 2022 г. открыли сразу 2 транспортных трансграничных моста - автомобильный и железнодорожный мосты, по которым уже идут интенсивные пассажирские и грузоперевозки,
  • в приграничных районах России и Китая, надежные и скоростные логистические коридоры особенно востребованы и бизнесом, и гражданами,
  • продолжим реконструкцию пунктов пропуска и сокращение времени досмотра грузов и транспорта на границе.

Северный морской путь

В рамках подписанного 16 мая совместного заявления, Россия и Китай договорились:
  • продвигать СМП в качестве важного международного транспортного коридора;
  • стимулировать свои компании к росту грузоперевозок по СМП и строительству логистической инфраструктуры;
  • углубить взаимодействие в сфере арктического судостроения, включая технологическую кооперацию.
Для ускорения реализации этих задач Россия и Китай договорились создать подкомиссию по развитию СМП в рамках Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств.

Не прошло и 1 суток, и А. Лихачев в ходе осмотра экспозиции Российско-Китайской ЭКСПО бодро доложил В. Путину:
  • решение о создании подкомиссии по СМП уже принято;
  • с российской стороны в ней будет представлен Росатом, с китайской - Минтранс КНР;
  • потенциал увеличения китайского транзита по СМП к 2030 г. - до 50 млн т/год;
  • Росатом привлекает китайских партнеров к арктическому судостроению, благоустройству портов, логистических центров.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram