Об этом сообщила Морская коллегия при правительстве РФ со ссылкой на замдиректора дирекции Севморпути госкорпорации Росатом, администратора федерального проекта «Развитие СМП» М. Кулинко.
Результат за 2023 г. превышает плановый показатель, заложенный в федеральном проекте «Развитие СМП» (предусмотрено 36 млн т).
М. Кулинко отметил, что в 2022 г. Департамент реализации проектов СМП совместно с ФГУП Гидрографическое предприятие провели объемную работу по строительству и введению в эксплуатацию объектов федеральной собственности.
На это было потрачено 43 млрд руб.
Ключевыми проектами, позволившими полностью выполнить показатели федерального проекта «Развитие СМП», стали работы на терминале «Утренний» (НОВАТЭК) и обеспечение проводки основания гравитационного типа (ОГТ) водоизмещением свыше 600 тыс. т по Морскому каналу Обской губы.
Также М. Кулинко отметил, что в условиях санкционного давления и дефицита дноуглубительного флота в России «был найден иностранный технологический партнер».
В результате на СМП было задействовано 1 мощных судна-землесоса: 2 судна мощностью по 11 тыс. кубометров и одно - 1 тыс. кубометров.
За 45 суток было изъято 4,5 млн кубометров грунта из Морского канала Обской губы, что позволило в установленные сроки обеспечить проводку ОГТ.
Летом 2023 г. ОГТ-1, первая технологическая линия по производству СПГ мощностью 6,6 млн т, была отбуксирована морем из Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в Мурманской области на полуостров Гыдан и установлена на подготовленное морское основание в прибрежной зоне.
Для проекта Арктик СПГ 2 НОВАТЭКа планируется построить 3 линии суммарной мощностью 19,8 млн т газа в год и до 1,6 млн т стабильного газового конденсата в год.
Запуск второй и третьей линий ожидается в 2024 г. и 2026 г. соответственно.
Согласно Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) на период до 2024 г., строительство терминала «Утренний» (участок №2 морского порта Сабетта), включая объекты федеральной собственности, и реконструкция Морского канала входят в этот план.
Подходной канал к терминалу, имеющий длину 5,6 км и ширину 510 м, обеспечит судоходство в условиях припайного и дрейфующего льда. Стоимость СПГ-терминала составляет 95,7 млрд руб., 70% финансирования проекта осуществляется за счет госбюджета РФ.
Согласно паспорту федерального проекта «Развитие СМП», планируется увеличить суммарную мощность морских портов вдоль арктической трассы к 2025 г. с 32 до 83 млн т в год, а объем перевозок - до 80 млн т в год.
Автор: А. Шевченко