USD 92.1314

-0.37

EUR 98.7079

-0.2

Brent 89.33

+0.08

Природный газ 1.988

+0.02

4 мин
...

Правительство рассмотрит включение ряда портов в план развития СМП

Доклад должен быть представлен до 1 марта 2024 г.

Правительство рассмотрит включение ряда портов в план развития СМП

Москва, 5 фев - ИА Neftegaz.RU. Президент РФ В. Путин поручил правительству совместно с Росатомом и региональными властями рассмотреть целесообразность включения ряда проектов в план развития Северного морского пути (СМП) до 2035 г.
Соответствующее поручение содержится в перечне, опубликованном на сайте Кремля по итогам рабочей поездки в Архангельскую область, состоявшуюся 11 декабря 2023 г.

Тезисы из текста поручения:
  • правительству РФ совместно с исполнительными органами Архангельской обл., Республики Карелия, Республики Саха (Якутия) и при участии госкорпорации Росатом рассмотреть вопрос о целесообразности включения следующих проектов в план развития СМП на период до 2035 г.:
    • строительство глубоководного района порта Архангельск,
    • реконструкция Беломорско-Балтийского канала (ББК), портов Кемь и Беломорск (Республика Карелия),
    • строительство глубоководного района Найба (Республика Саха (Якутия);
  • ответственные:
    • премьер-министр РФ М. Мишустин,
    • губернатор ЯНАО Д. Артюхов,
    • губернатор НАО Ю. Бездудный,
    • губернатор Красноярского края М. Котюков,
    • губернатор ЧАО В. Кузнецов,
    • глава Якутии А. Николаев,
    • глава Карелии А. Парфенчиков,
    • глава Коми В. Уйба,
    • губернатор Архангельской обл. А. Цыбульский,
    • губернатор Мурманской обл. А. Чибис;
  • доклад об исполнении поручения должен быть представлен до 1 марта 2024 г.

Северный морской путь

Судоходный маршрут, главная морская коммуникация в российской Арктике.
Проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово).
Соединяет европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему.
Длина этой транспортной артерии составляет 5,6 тыс. км от пролива Карские Ворота до бухты Провидения.
Общий объем перевозки грузов по СМП в 2022 г. составил 34 млн т.;

Строительство глубоководного района порта Архангельск

  • текущие мощности порта Архангельск - 9 млн. т, обеспечивают возможность приема малотоннажных судов до 30 тыс. т;
  • глубоководный район порта Архангельск предназначен для временного хранения и перевалки импортных, экспортных и каботажных грузов;
  • создание данного района позволит обеспечить:
    • конкурентоспособность российских грузоотправителей лесных и металлургических грузов на рынках АТР,
    • создание современной портовой инфраструктуры для развития коридора СМП,
    • снижение напряженности на Восточном полигоне ввиду ограниченной пропускной способностью;
  • планируемая мощность ГРМПА - 9,3 млн т, в т.ч.:
    • универсальный терминал генеральных и контейнерных грузов (13,6 млн т/год, в т.ч. 0,6 млн ДФЭ в год);
    • специализированный терминал минеральных удобрений (4,7 млн т/год);
    • специализированный терминал нефтяного кокса (1 млн т/год);
  • ключевые конкурентные преимущества:
    • порт с выходом в мировой океан без пересечения территориальных вод других государств;
    • круглогодичная навигация, крупнотоннажный флот дедвейтом до 75 тыс. т.;
    • конкурентная сквозная стоимость доставки грузов за счет сокращенных сроков доставки и собственного флота;
  • в 2024 г. заинтересованные инвесторы и правительство Архангельской обл. должны разработать инвестиционную декларацию, а Росморречфлот ее рассмотреть;
  • в 2025-2026 гг. должна быть завершена разработка проектной документации и начато строительство;
  • ввод в эксплуатацию глубоководного района морского порта Архангельск намечен на 2031 г.

Реконструкция Беломорско-Балтийского канала

  • параметры ББК:
    • длина - 227 км,
    • суммарная протяженность судоходных путей канала - около 3 тыс. км,
    • введен в эксплуатацию в 1933 г.;
  • Онежское озеро и ББК обеспечивают связь европейской части России с Мировым океаном в обход балтийских, черноморских и средиземноморских проливов;
  • канал играет стратегическую роль в развитии СМП, открывая кратчайший и наиболее удобный выход в северные моря;
  • включить ББК в состав СМП , тем самым, увеличив его транспортную значимость, власти Карелии предложили в 2019 г.;
  • ТАСС 4 декабря 2021 г. со ссылкой на А. Парфенчикова сообщал:
    • стоимость разработки концепции проекта реконструкции ББК обойдется более чем в 50 млн руб., а сами работы - в 100 млрд руб.,
    • канал сейчас практически не используется, хотя в советский период через него проходило более 150/сутки судов,
    • сейчас по маршруту могут проходить суда водоизмещением не более 3 тыс. т,
    • по мнению А. Парфенчикова реконструкция должна повысить эту планку как минимум до 5 тыс. т;
  • в мае 2022 г. Минтранс РФ поддержал инициативу правительства Карелии превратить ББК в одну из частей транспортного коридора, связывающего арктические регионы с центром страны,
    • по словам А. Парфенчикова ,это решение, в т.ч., вызвано санкциями в отношении отечественных предприятий, из-за чего последние начали испытывать проблемы с логистикой при доставке продукции на внутренний рынок и на экспорт;
  • 26 января 2024 г. пресс-служба администрации Беломорканал сообщила, что проект комплексной реконструкции объектов ББК выполнен более чем на 50%:
    • в данный момент идет комплексная реконструкция шлюзов №№ 2, 14, 16 и деревянной водосливной плотины №23,
    • реконструкция объектов на ББК будет завершена до конца 2024 г.,
    • судоходные ГТС являются объектами повышенной опасности;
    • работы проводятся в межнавигационный период.

Проект строительства круглогодичного морского порта в районе с. Найба Булунского р-на

  • предусматривает поэтапное расширение портовых мощностей:
    • 1 очередь к 2028 г. - до 7,5 млн т/год грузов,
    • 2 очередь к 2035 г. - до 30 млн т/год грузов;
  • основными грузами порта станут нефть и сжиженный природный газ (СПГ);
  • стоимость проектно-изыскательных работ при строительстве порта оценивается в 264,4 млрд руб.,
    • компания Газпромбанк рассматривает участие в проекте в качестве финансирующей организации, соответствующее соглашение о сотрудничестве с правительство Республики Саха было подписано на полях ВЭФ;
  • ожидается, что запуск проекта:
    • будет способствовать удешевлению и ощутимому сокращению сроков доставки северного завоза,
    • улучшит снабжение региона социально значимыми продуктами и товарами, расширит их ассортимент,
    • обеспечит стабильное развитие крупных инвестпроектов в Арктической зоне, превратив Тикси в ключевой хаб на СМП к востоку от Таймыра.



Автор: А. Гончаренко


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram