Об этом сообщила пресс-служба правительства РФ.
Тезисы А. Новака:
- в развитие СМП вовлечены практически все федеральные органы исполнительной власти, а также региональные власти приарктических территорий, ряд крупных энергетических и логистических компаний страны, имеющих свои планы по расширению этого направления;
- ранее были разработаны и утверждены федеральный проект «Северный морской путь», план развития инфраструктуры СМП до 2035 г.;
- СМП был включен в перечень инициатив социально-экономического развития до 2030 г.;
- Арктика и ее регионы уже сегодня играют значительную роль в экономике страны;
- здесь добывается значительная часть энергетических ресурсов, и многие запасы еще только предстоит разведать;
- сжиженный газ уже на сегодня занимает более 60% в общем грузообороте СМП, а товарооборот этого кратчайшего пути из Европы в Азию постоянно растет, за последние 5 лет увеличившись более чем в 5 раз, а по итогам 2021 г., по данным дирекции СМП, и вовсе превысил плановый показатель и достиг 33,5 млн т;
- за счет строительства новой портовой инфраструктуры, в т.ч. для укрепления энергетической безопасности северных регионов, появления новых энергетических проектов по добыче газа, нефти и угля, мы планируем, что грузооборот СМП уже к 2024 г. достигнет 80 млн т, а к 2030 г. - 150 млн т.
Согласно прогнозу Минтранса РФ от 25 июля 2019 г., ожидается резкий рост грузооборота СМП в 2024 г., но не за счет транзита, а за счет новых проектов по добыче углеводородов и угля в Арктической зоне РФ.
В ноябре 2021 г. грузопоток на СМП остановился, поскольку впервые за 7 лет лед на участках СМП образовался на 2 недели раньше, и более 20 судов дрейфовали во льду, не способные передвигаться без ледокольного обеспечения.