Позиция включает следующие утверждения:
- сертификация магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2 по модели ITO (Independent Transmission Operator) увеличивает угрозы безопасности поставок природного газа в Евросоюз;
- вопреки заявлению Nord Stream 2 AG, этот МГП:
- не создает дополнительных маршрутов поставок в Европу,
- предназначен для обхода традиционных маршрутов поставок с восточного направления через Польшу и Украину;
- контроль над Nord Stream 2 AG со стороны доминирующего поставщика оказывает значительное влияние на безопасность энергопоставок в Европейский Союз и его государства-члены.
- текущая ситуация на газовом рынке Европейского Союза доказывает масштаб рисков для безопасности поставок, создаваемых проектом Nord Stream 2;
- предположения о том, что дополнительные поставки газа возможны только по МГП Северный поток-2:
- являются проявлением давления на процедуру сертификации,
- доказывают, что проект направлен на обход традиционных маршрутов транзита;
- поскольку у существующих газопроводов есть свободные мощности, новому МГП Северный поток-2 нет необходимости увеличивать поставки газа в страны-члены ЕС;
- в будущем, вероятно, мы не будем покупать российский газ на условиях долгосрочного контракта, но не исключаем покупки на споте.
Процедура сертификации
Оценка воздействия на безопасность энергоснабжения в Европейском Союзе и его государствах-членах является одним из компонентов процедуры сертификации.Оценку проводит BMWi, которая обязана представить свое заключение до 8 декабря 2021 г.
Оценка других возможных последствий будет проводиться регулирующим органом Германии - Федеральным сетевым агентством (Bundesnetzagentur - BNetzA).
В ходе разбирательства PGNiG и PST неоднократно утверждали, что Nord Stream 2 AG не соответствует формальным и существенным требованиям для сертификации в льготной модели ITO.
Чуть позже эту позицию поляки эпистолярно анонсируют и BNetzA.
В сентябре 2021 г. BNetzA предоставило PGNiG и ее немецкой дочке PST право участвовать в процедурах сертификации МГП Северный поток-2.
Впрочем, и без этого Польша давит на ЕС, чтобы была дана правовая оценка нежеланию Газпрома увеличивать поставки газа по ГТС Украины и МГП Ямал-Европа.
Противостояние Запада и властей РФ
Власти Запада продолжают политику ограничения влияния властей РФ.Почему? Это совсем другой вопрос...
Власти США проспали строительство МГП Северный поток, который существенно повысил влияние властей РФ в Европе и мире.
Поэтому, чтобы ослабить влияние, позже появилась задумка о том, чтобы нарушить существующие со времен СССР маршруты и условия поставки российского газа в Европу.
И это удалось:
- рассорив власти Украины и России, Запад изменил и сократил поставки российского газа по украинской газотранспортной системе (ГТС);
- ссорить власти Польши и России не нужно было, поляки сами хотели разрушить социалистическое прошлое, и при поддержке американцев:
- отказались от предложенного В. Путиным проекта МГП Ямал - Европа-2,
- отказались от текущих долгосрочных контрактов с Газпромом.
Хотели бы - договорились.
Запад жестко отказал властям РФ в продолжении сотрудничества на старых условиях.
Расчет был прост - заставить власти страны, 30% доходов бюджета которой составляют нефтегазовые доходы, пойти на условия Запада.
Власти РФ отказались, понимая, что если пойти на условия Запада, то следующим шагом будет полный отказ от российского газа, взамен на дорогущий, но солидарный СПГ из США.
Повергнув в шок Запад, властям РФ удалось построить еще 2 обходных газопровода: МГП Турецкий поток и МГП Северный поток-2.
Причем построить, расшатывая солидарность Запада, втянув европейские компании в строительство и договорившись с непредсказуемым Р. Эрдоганом.
Безусловно, это раздражает Европу и раскачивает там деинтеграционные процессы.
Поэтому Запад не отступит и не пойдет на признание МГП Северный поток-2 в полной мере.
Придание Nord Stream 2 ag статуса ITO позволит МГП Северный поток-2 работать на 100% мощность при соблюдении ряда требований, которые гарантируют его независимость от собственника-экспортера.
А привязка МГП к требованиям 3го энергопакета ЕС сделает рентабельность проекта незначительной.
Это отвадит западные компании от сотрудничества с властями РФ, в тч лелеемого И. Сечиным проекта Восток Ойл.
Много будет и других неприятных последствий.
Уже давно было бы все решено не в пользу властей РФ, но вмешался случай - суховеи в Бразилии, которые явились катализатором неразберихи на газовом рынке Европы.
Европа, опасаясь Great Frost, нерешительна.
Но более всего печалит отсутствие желания сторон договориться на компромиссных условиях, несмотря на то, что эта конфронтация ухудшает уровень жизни населения и Запада, и России.