Информация следует из распоряжения кабмина, опубликованного на официальном портале правовой информации.
Тезисы документа:
- поручить Минтрансу России провести переговоры с белорусской стороной и по достижении договоренности подписать от имени правительства РФ указанное соглашение, разрешив вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера;
- проект соглашения подразумевает объемы в 9,836 млн т в 2021-2023 гг.
Саму возможность переброски белорусских нефтепотоков из Литвы в российские порты и раньше безуспешно обсуждали власти РФ с президентом Белоруссии А. Лукашенко, а осенью 2020 г. вновь активизировали данный вопрос.
В декабре 2020 г. направили предложение по транзиту.
России транспортировка белорусских нефтепродуктов не через Литву интересна сразу по нескольким причинам:
- повышается загрузка балтийских портов РФ и РЖД;
- укрепляется зависимость Беларуси от властей РФ;
- снижается загрузка прибалтийских портов, что существенно снизит ВВП небольших прибалтийских стран, не всегда лояльных властям РФ.
15 декабря 2020 г. белорусское предприятие BNK (UK) Limited (дочка Белорусской нефтяной компании) приостановило экспорт нефтепродуктов через литовский порт Клайпеда.
Власти Литвы тогда дерзко заявили, что отказ А. Лукашенко от использования литовских портов навредит в именно его стране.
Такое заявление не лишено оснований, ведь транспортировка белорусских нефтепродуктов в балтийские порты РФ почти в 2 раза дороже, чем до Прибалтики.
Понимая это, Батька ловко отказывался от предложения России, даже будучи в Союзном государстве, но сейчас, когда политические позиции белорусского президента слабы как никогда, риторику пришлось изменить.
Автор: А. Игнатьева