Об этом говорится в распространенном 15 июля 2020 г. заявлении Госдепартамента в связи с включением этих газопроводов в проекты, подпадающие под санкции в рамках CAATSA.
Тезисы документа:
- Госдепартамент на данный момент не вводит никаких санкций в соответствии с разделом 232 CAATSA;
- однако, если мы решим, что введение санкций в соответствии с разделом 232 является целесообразным в соответствии с этим обновленным руководством, мы без колебаний сделаем это;
- мы также продолжим координировать с союзниками и партнерами наши усилия по выполнению раздела 232 с целью избежать нанесения ущерба их энергетической безопасности или угрозе здоровью и безопасности населения.
Пояснения в ГД США:
- санкции не будут вводиться за инвестирование или прямое участие в российских проектах до 15 июля 2020 г.;
- под рестрикции также не попадут те физические и юрлица, которые после 15 июля 2020 г. предпринимают разумные шаги по сокращению масштабов своего участия в данных проектах;
- в будущем санкции могут коснуться лиц, способствующих строительству или вводу в действие газопроводов (финансовые партнеры, операторы по прокладке трубопроводов и службы инженерно-технического обеспечения);
- ограничения не касаются 1й нитки МГП Турецкий поток, которая предназначена исключительно для снабжения внутреннего рынка Турции природным газом;
- санкции также не грозят тем, кто инвестирует, а также участвует в ППР и техническом обслуживании газопроводов, существующих и способных транспортировать коммерческие объемы углеводородов по состоянию на 2 августа 2017 г.
Госдепартамент США:
- оказание давления и введение ограничений в отношении российских энергетических проектов и участвующих в них компаний не связано с конкурентной борьбой.
- это лживые высказывания;
- США выступают за диверсификацию энергоносителей, вне зависимости от источника их поступления или их вида.
- это не американский газ, но это нужно для улучшения диверсификации поставок и обеспечения безопасности Европы.
Решение включить газопроводы Северный поток-2 и Турецкий поток в проекты, подпадающие под санкции закона CAATSA, не указывают на введение ограничений в отношении Германии.
Этот шаг помощник госсекретаря назвал просто прямым ответом на продолжающуюся эскалацию со стороны властей РФ в сфере строительства трубопроводов.
Т.е. не уймется никак Россия со своим желанием проложить менее 200 км труб и не хочет сама сорвать крупнейший инвестиционный проект.
Вот и приходится США вмешиваться.
«Зависимые» основания
По версии внешнеполитического ведомства, Вашингтон устраняет определенные растущие угрозы интересам национальной безопасности и внешней политики США, связанные с российскими трубопроводами для экспорта энергоресурсов:
- России нужны трубопроводы для создания зависимости от поставок своих энергоресурсов;
- Россия использует эту зависимость для расширения своего политического, экономического и военного влияния и подрыва интересов национальной безопасности и внешней политики США.
Он предусматривает применение правительством США ограничительных мер в отношении тех государств, которые заключают с Россией крупные контракты на закупку у нее оружия и военной техники.
Кроме того, в конце 2019 г. сенат Конгресса США одобрил, а Д. Трамп утвердил ФЗ об оборонном бюджете на 2020 финансовый год, который обязывает администрацию ввести санкции в отношении российских МГП Северный поток-2 и Турецкий поток.
4 июня 2020 г. на рассмотрение Сената Конгресса США был внесен еще законопроект о расширении санкций в отношении МГП Северный поток-2:
- уточняет и расширяет санкции в рамках закона об обеспечении энергетической безопасности Европы и направлен на блокировку завершения строительства МГП Северный поток-2.
- новые санкции могут задеть морских страховщиков, предприятия по модернизации судов, владельцев вспомогательных судов, а, возможно, и порты.
Осталось достроить 7% от общего объема работ.
6 июня 2020 г. ДЭА разрешило Nord Stream 2 достроить датский участок Северного потока-2 судами с якорным позиционированием.
9 июля 2020 г. трубоукладочная баржа (ТУБ) Фортуна, которая может быть использована для завершения строительства магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2, вошла в порт Росток на севере Германии.
Автор: А. Никитина